Счастливое число 13 – невероятная история любви выживших в крушении Bek Air
Спустя более двух лет после крушения авиалайнера компании Bek Air, расследование трагедии завершили. Выжившие рассказали редакции Orda.kz, как они восприняли результаты расследования.
Жительница Алматы Асель Абильдаева и ее коллега Мейрамбек Сериков 27 декабря 2019 года летели на корпоратив в столицу. Они сидели в 13-м ряду, места 13е и 13b неподалёку от аварийного люка. Основной удар при крушении самолета пришёлся на носовую часть, примерно до 12 ряда. Так что теперь для для Асель и Мейрамбека, вопреки суевериям, число 13 - счастливое. Когда произошла авиакатастрофа, они одними из первых сумели выбраться из искорёженного самолета.
" Когда мы взлетали, самолёт начало сильно трясти и мотать в разные стороны, он коснулся земли задней частью потом снова начал взлетать. Но высоту самолёту так и не удалось набрать. Мы врезались в забор и жилой дом. Этот момент крушения я запомню на всю жизнь. Крушение остановилось прям перед нашим креслом. Спаслись мы благодаря Мейрамбеку, который открыл люк и помог мне выбраться. Дальше он помогал остальным пассажирам выбираться из-под развалин самолёта", – вспоминает Асель тот страшный день.
С тех пор прошло больше двух лет. Асель и Мейрамбек поженились, у них родился ребенок, но последствия переломов не отпускают. Сейчас супруги испытывают проблемы с трудоустройством. Из-за полученных травм они не могут подолгу стоять на ногах, нужен перерыв на отдых и многих работодателей это не устраивает. Новости о завершении расследования они узнали из интернета.
"Причина оказалась не в компании. Получается, мы сами виноваты, что попали в этот самолёт и сами виноваты, что упали. Может быть, мы виноваты ещё и в погодных условиях. У нас есть группа пострадавших после авиакатастрофы. Мы поддерживаем связь и делимся информацией. С нами никто и никогда не связывается от первых лиц. Узнаём всё из новостных порталов. Никто из следователей и юристов с нами не связывался. "Бек Эйр" даже не принесли нам извинения", – рассказывает Асель Абильдаева.
Вопрос который волнует пострадавших – кто понесёт ответственность за искалеченные жизни? Большинство из них все еще не справились с последствиями и не могут продолжать жить, как прежде. Кто возместит моральный и материальный ущерб? Кто ответит перед родителями, потерявшими в этой ужасной катастрофе своих детей?
Ольга Девичинская с мужем тоже чудом уцелели в этой трагедии. Ушиб почки и синяки, полученные в крушении давно зажили, но психологические травмы остались. Страх и панические атаки преследуют Ольгу по сей день. Лечение она оплачивала сама. Пришлось обращаться к психологу, невропатологу и нефрологу. Больнее всего, когда пришло осознание, что никому нет дела до проблем выживших, говорит Ольга.
"Нас одними из последних вывозили с места катастрофы, пока все службы не приехали. Когда привезли в терминал аэропорта, там был хаос, на нас никто не обращал внимания. Ни врач, ни психолог к нам не подходили. А когда нам разрешили оттуда уехать, мы просто взяли такси и поехали домой", – вспоминает Девичинская.
По словам Ольги, до 5 января 2020 года с ними связывались представители Bek Air, просили документы для получения возмещения, но потом связь "оборвалась". В феврале того же года пострадавшие написали коллективное обращение к президенту, после чего он поручил оказать материальную помощь .
"С начала нам так и сказали, но потом решили только выплатить тем, кто сразу после катастрофы обратился в медучреждение. А почему нельзя было в разных пропорциях выплатить всем? Иногда физическая травма залечивается быстрее, чем эмоциональная. Я практически месяц не могла спать, только на таблетках. Самое обидное и страшное во всем этом, что люди, которые не по своей вине пережили такую трагедию, остались со своими проблемами и мыслями наедине. За это время с нами даже никто не пытался встретиться!" - с горечью говорит Ольга.
Результаты расследования ее почти не удивили.
"У нас все делается не для людей. Даже когда я обращалась лично к президенту, мне так ответили (из Администрации президента): "подайте в суд на авиакомпанию", а когда все это только случилось, Скляр и Султанов выговаривались, мол, в обиду не дадим, все расследуем. А в итоге все забылось, головы спрятали. Мы даже не знаем, пригласят ли нас в суд. Словно мы сами виноваты, что оказались в этом самолёте", – рассказывает Девичинская.
Первый судебный процесс и страховые выплаты
После крушения самолёта официальные представители авиакомпании Bek Air заявили, что трагедии можно было избежать, если бы охранную зону аэропорта не застроили частными домами.
Началось досудебное расследование о незаконной выдаче земель. На скамье подсудимых оказались пять фигурантов: четверо бывших чиновника акимата Талгарского района, которые незаконно меняли целевое назначение земельных участков и давали разрешение на строительство, и посредница, продававшая эти участки.
Судебный процесс по громкому «земельному делу» завершился быстрее, чем само расследование авиационного происшествия. 12 мая 2021 года Талгарский районный суд Алматинской области признал фигурантов виновными в превышении полномочий и пособничестве в мошенничестве. Бывшие руководители отдела земельных отношений Талгарского района Кайрат Алтынбекулы и Рустам Турысбеков получили по три и четыре года лишения свободы в учреждении минимальной безопасности. Экс-начальники Талгарского районного отделения РГП на ПХВ «Научно-производственный центр земельного кадастра» Жарас Машимбаев и Медеу Калыбеков, а также экс-начальник сектора землеустройства этого же предприятия Берик Абдуллаев получили по три года ограничения свободы. Риелтор Нурайым Алданиш признана виновной по статье «Мошенничество» и приговорена к двум годам и шести месяцам лишения свободы в учреждении средней безопасности.
Суд при вынесении приговора учёл отягчающие и смягчающие обстоятельства, признание вины подсудимыми, наличие малолетних детей, раскаяние, возмещение ущерба во время досудебного расследования (экс-госслужащие добровольно погасили 9,1 миллиона тенге). При назначении окончательных сроков наказания суд применил амнистию в связи с 25-летием независимости Казахстана. На основании амнистии 2016 года, назначенное наказание сокращено Алданиш наполовину в связи с наличием детей, остальным подсудимым в связи с возмещением ущерба – на четверть.
Возмещение ущерба пострадавшим пассажирам
Акиматы выплатили 12 семьям погибших пассажиров по 4 миллиона тенге и всем пострадавшим по миллиону тенге. А страховая компания «Аманат» за два года произвела 62 выплаты на сумму 149 млн 667 тысяч тенге. Процесс осуществления выплат не завершен, так как пострадавшие всё ещё проходят лечение и реабилитацию.
«Мы тоже с супругом получили по миллиону тенге от районного акимата по месту прописки. А вот получить деньги от страховой компании не удалось, потому что у нас не было фискальных чеков, подтверждающих оплату лечения. Я объясняла страховым агентам, что в частном медцентре, куда мы неоднократно обращались за помощью, пациентам не выдают чеков», - рассказывает Асель Абильдаева.
Кто же виновен?
Расследование установило, что причиной потери несущих свойств крыла, наиболее вероятно, явилось влияние наземного обледенения.
«Авиационное происшествие с воздушным судном АО «Бек Эйр» произошло в результате несимметричной потери несущих свойств крыла самолета на этапе выполнения взлёта. Это привело к сваливанию на фюзеляж непосредственно после отрыва от взлётно-посадочной полосы и выкатыванию вправо по заснеженному грунту, пробиванию периметрового ограждения аэропорта и столкновению с капитальным двухэтажным частным строением, находившимся на расстоянии 9-10 метров от указанного ограждения», — говорится в сообщении.
Полная версия окончательного отчета доступна для ознакомления на сайте МИИР РК.
В МИИР заявили, что косвенная ответственность за крушение самолёта Bek Air лежит на погибшем командире воздушного судна. Степень вины главы авиакомпании Нурлана Жумасултанова определят правоохранительные органы.
Сотрудник МИИР отметил, что в Казахстане отсутствует нормативный документ, в котором чётко были бы прописаны правила по обработке самолёта.
Сам процесс подготовки к полёту занимает очень много времени. Самолёт простоял после прилёта из аэропорта Атырау на стоянке 30 часов под открытым небом. В это время проходил антициклон, видимость была 1400 метров, температура – минус 11, точка росы – минус 12.
Авиакатастрофу расследовали больше двух лет. Самолёт Fokker-100 компании Bek Air потерпел крушение 27 декабря 2019 года недалеко от аэропорта Алматы. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа, 12 человек погибли. Оба пилота скончались.
Лента новостей
- Феерия огней на «Кок-Тобе»: фото и видео праздничного освещения
- В Алматинской области произошло ДТП: погиб 18-летний водитель
- В парке Караганды упала кабина аттракциона с девушкой и ребёнком
- Космический корабль с туристами на борту вернулся на Землю
- День города: кто стал почётным гражданином Алматы
- План по отмене роуминга в странах ЕАЭС до конца года представят в ЕЭК
- Сборная Казахстана по теннису проиграла Дании в отборе Кубка Дэвиса
- «Дым окутал Актау»: эпичные кадры тлеющего мусорного полигона снял экоблогер
- Почему журналистов ограничили на Играх кочевников, объяснили организаторы
- Проклятие Капустина Яра: как живут казахстанцы, на чьи земли всё время падают ракеты из России
- Единый QR-код для всех банков в Казахстане введут в начале 2025 года
- Для чего канцлер Германии решил впервые посетить Центральную Азию?
- Страшное ДТП на платном терминале в Алматинской области: погиб водитель
- Без связи и интернета с 1 сентября оказались жители села в Костанайской области
- В Щучинске 12-летняя девочка выпала из окна пятого этажа
- В Казахстане от рака ежедневно умирают две женщины — Минздрав
- «Не дали запечатлеть историю»: фотографы и журналисты раскритиковали Игры кочевников
- Школьника, который ранил сверстников ножом, перевели на домашнее обучение в Павлодаре
- ВОЗ одобрила первую вакцину против оспы обезьян
- Казахстан проиграл Дании второй матч Кубка Дэвиса