Сбивают машины, подкидывают мусор и воруют знаки - как дорожники справляются с автохамством

cover Фото: Orda.kz

Совсем скоро лето, а значит и активный ремонт дорог по всему Казахстану. Редакция Orda.kz рассказывает, в чьих руках находятся автомобильные артерии страны и как за ними ухаживают дорожники.

Запах асфальта, пыль и ветер от проезжающих мимо машин. Именно с этого начинаются трудовые будни работников ТОО "Казахавтодор" – подрядной организации национального оператора "КазАвтоЖол". На их плечах лежит ответственность за безопасность на дорогах .

Асфальтовые будни

Вот так рабочие в ярко-жёлтых жилетах латают ямы на дороге "Алматы-Талгар-Байдибек Би". На 57 километре Талгарского тракта шумно и пыльно: шумит техника, толпятся журналисты, а мимо, несмотря на строгое ограничение скорости в 20 км/ч, проносятся автомобили.

Ямочный ремонт бригада делает быстро, передвигаясь дальше по дороге и заливая трещины. Инженеры обещают, что такой ремонт позволяет на 5-7 лет продлить период эксплуатации конкретного отрезка дороги. Однако в следующем году ремонт на Талгарском тракте начнётся снова, только теперь ямы латать нужно будет уже в других местах.

Жёлтые жилеты, кстати, не всегда спасают рабочих. Только на прошлой неделе двух из них сбила машина. К счастью, никто не погиб, но отчаянных автомобилистов не останавливают ни знаки, ни конусы, ни правила дорожного движения.

Мониторинг проблемных участков дорог начинается с рейдов ДЭУ – дорожно-эксплуатационных управлений. Если проблему нашли, ее регистрируют и передают в "Казахавтодор", чтобы те начали ремонт. В этом году в Казахстане ямочный ремонт планируется провести на 473 500 кв.м дорог республиканского значения, в том числе 60 тыс. по Алматинской области.

"В нашем содержании по Алматинской области 2822 километра дорог республиканского значения, из них мы обслуживаем 1984, а 523 – платные дороги. 838 километров находятся на реконструкции, капитальном и среднем ремонте. В основном разрушения проходят на старых дорогах. Например, "Кеген – Нарынкол", "Алматы – Хоргос" и другие. Там сейчас ведутся ямочные работы", – рассказывает главный инженер филиала Алматинской области "Казахавтодор" Берик Саркытбаев.

Берик Саркытбаев. Фото Orda.kz

По словам главного инженера, ремонт на старых дорогах, построенных ещё в советское время, требуется постоянно. Ущерб, в основном, наносят проезжающие большегрузы, выдавливающие на асфальте следы от колёс. Колейность ( деформация всей конструкции дорожного покрытия в виде нерезкого изменения поперечного профиля, расположенного в местах полос наката - Прим.Ред) – достаточно распространенное явление, бороться с которым можно только в самое тёплое время года.

"Такой ремонт мы делаем, но он начинается летом. Асфальт должен быть нагретым настолько, чтобы его можно было срезать. Дорогу портят чаще всего большегрузы", – рассказывает Адина Айнаева, пресс-секретарь "Казахавтодор".

Фото Orda.kz

Люди, мусор, кражи

Помимо ремонта автомобильных дорог и установки дорожных элементов, организация также занимается и наведением порядка на трассах. Чистят зимой снег, избавляются от ненужной растительности на обочинах и, конечно, убирают мусор. Последним особенно любят пользоваться жители близлежащих населённых пунктов.

Они приезжают на автопавильоны и оставляют в мусорных баках мешки с бытовыми и даже строительными отходами. Как рассказывают дорожники, не редко встречаются и туши мёртвых животных, оставленные хозяевами гнить и разносить инфекцию вдоль автомобильных дорог.

Ещё одной из проблем дорожники называют отсутствие культуры у автомобилистов, которые оставляют остатки еды и другой бытовой мусор прямо на площадках отдыха, не донося его до урны.

Фото Orda.kz

Однако мусор – это не единственная головная боль. «Казахавтодор» оценил ущерб, нанесенный любителями прихватить чужое, в 60 миллионов тенге. Дорожные элементы на казахстанских трассах оказались весьма востребованными. Люди воруют дорожные знаки, светодиодные катафоты, криволинейные брусья (дорожные отбойники), сигнальные столбики и даже сетки от животных.

«Украденное используют в бытовых целях: светодиоды крепят к велосипедам, кривбрусья и сетки от скота устанавливают для ограждения своих территорий. Воруют каждый день», — говорит главный инженер Берик Саркытбаев.

В прошлом году с дорог Казахстана похитили 1056 криволинейных брусьев, 2000 метров решетчатых ограждений, 1270 снегозащитных щитов, 34 дорожных знаков и указателей знаков, 36 опор дорожных знаков. Они чаще всего используются в быту жителями близлежащих к дорогам сёл, а их отсутствие на дорогах может привести к ДТП.

А ДТП случаются и очень часто. Одна из главных причин – превышение скорости. Чтобы хоть немного улучшить печальную статистику, дорожники устанавливают больше кривбрусьев, если вдруг автомобиль угождает в обочину.

Так, например, на дорогах меняют сигнальные столбики с металлических на пластиковые, которые легко гнутся.

"Раньше при ДТП ломался и наш столбик, и повреждалась сама машина. А новые пластиковые столбики очень гибкие. Когда машина на него наезжает, то столбик встаёт обратно. Теперь менять их не нужно, это очень экономично", – считают в "Казахавтодоре".

Несмотря на все новшества, предприятию не всегда хватает финансирования: из необходимых 42 миллиардов, они получают только 28 млрд.

"У нас большая сеть дорог: 25 тысяч километров. На их содержание нужна определённая сумма, из которой мы сейчас получаем только половину. Справляемся как-то, распределяем, но местами где-то не хватает техники", – рассказывают в организации.

Работа для дорожников с приходом лета только наберёт обороты. После зимы и весенних паводков дороги по всему Казахстану требует тщательного ремонта, а с водителей требуется только придерживаться правил дорожного движения.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости