Роман «Море споёт колыбельную»: островок любви в буре Қанды қаңтар
Несмотря на свежесть событий, в Казахстане уже вышло несколько книг про Қанды қаңтар – документальных. А вот хорошей художественной рефлексии, где в центре находилась бы трагедия конкретного человека, прежде не было. Первым произведением в этом отношении можно назвать роман Нурайны Сатпаевой «Море споёт колыбельную».
Говорят, не судите книгу по обложке, и это – тот самый случай. При первом взгляде на мечтательный яркий переплёт и не подумаешь, что внутри может быть что-то тяжелее первой неразделённой любви.
По сути, «Море споёт колыбельную» – хроника последних трёх лет глазами обычной казахстанки. Но январская трагедия, война в Украине, протесты в Каракалпакстане проходят через повествование Дары фоном. Её личная центральная проблема – желанная беременность, которая никак не наступает.
Несколько лет назад Дара переехала из Актау в Алматы. Здесь она встретила Олжаса, в отношениях с которым сразу очевиден мезальянс: он из состоятельной семьи, ему открыт весь мир, а Дара – ничем не примечательная провинциалка, рано потерявшая мать и с тех пор живущая с дефицитом любви. Отсюда её натянутые отношения с друзьями Олжаса и конфликт с будущей свекровью. Несмотря на то, что после январских событий Олжас не возвращается домой (хотя известно, что он жив), Дара настроена решительно: сделает ЭКО и вырастит ребёнка сама.
Такой набор тем – квинтэссенция предыдущих работ Нурайны Сатпаевой. Казахстанской аудитории она знакома, в первую очередь, как драматург. Тему материнства Нурайна препарировала в пьесе «Грехопадение Свинки Пеппы» об изнанке казахстанских роддомов. Другая отсылка – фраза «Плебс идёт за светом», которую Дара сгоряча бросает в разговоре со свекровью. Это прямая цитата одноимённой пьесы о событиях января 2022-го, которая (как и «Грехопадение Свинки Пеппы») в разные годы входила в шорт-лист фестиваля «Драма.KZ».

Ещё одна излюбленная тема, которую Сатпаева по-новому преподносит в романе – природа и дух Западного Казахстана. Будучи уроженкой Актау, Нурайна уже выпускала отдельную книгу, но «Серебряная тамга Альки» была предназначена для детей и простым языком рассказывала об уникальности животных Мангыстау.
С аудиторией романа «Море споёт колыбельную» всё сложнее. Привязывать искусство к гендеру – моветон, и всё же – это очень женская книга. Не в шаблонном понимании: «Женская – значит, сопливая». Как раз наоборот. Все сложные темы роман поднимает без излишнего надрыва. Невозможность забеременеть естественным путём, пропажа любимого, смерть близких, страх за себя и ребёнка – всё передаётся эмоционально, но аккуратно. В прозе считывается язык драматурга: красивый, художественный, однако без лишних завихрений.
«Вдруг лицо Ердена скривилось, и он заплакал. Я обняла его и тоже беззвучно заплакала. Так мы и стояли в крошечной кухне – беспомощная девочка Дара и беззащитный мальчик Ерден.
Наконец он утёр слезы и глухо проговорил:
- Тому пацану перерезали горло. Бауыздады. Которому я отдал пуховик. Голова его чуть не оторвалась.
Ерден снова заплакал…»
Несмотря на обилие разнообразных акцентов, главная изюминка книги – это море. Его, согласно названию, много. Оно – и локация, и талисман для героев, и местами самостоятельный персонаж. Море будто сглаживает своим шумом все проблемы, а заодно по-другому раскрывает нашу страну. Казахстан – всегда степь, горы, маки, саксаул, а вот море – гораздо реже. Тем более это и не вполне море. И любить его тоже надо по-другому.
«Море заметно отступило от берега, и при виде бесчисленного множества мелких перламутровых раковин, запечатанных в высохшую тину, мёртвых рыбок и клешней раков у меня сжалось сердце. Приходилось осторожно обходить валуны, чтобы не поскользнуться и не упасть. На берегу я расстелила тот самый лоскутный коврик, на котором когда-то сидели мы с мамой. Сходила потрогать воду: она была не по-осеннему приветливой».
Книге тоже придётся обходить свои скользкие валуны. Возвращаться в события, описанные в романе, всё ещё больно. Хотя наверняка найдутся читатели, кому покажется, что слишком много внимания уделено медицинским подробностям акушерства и рефлексии главной героини. Она всё время мысленно возвращается на побережье Каспия – в детство, к овдовевшему отцу и маленькому брату. И все мировые проблемы отходят на второй план, остаётся только Дара и её маленький внутренний мир.
Лента новостей
- «Гренландия — не продаётся»: против планов США на улицы вышли тысячи людей
- В Казахстане вступил в силу закон об искусственном интеллекте
- Мороз и снег — прогноз погоды на 18 января
- США вводят новые пошлины против восьми стран Европы из-за Гренландии
- Маск подал в суд на OpenAI и Microsoft, требуя 134 млрд долларов
- Из-за погоды в аэропорту Алматы задерживают рейсы
- Не только прожиточный минимум: как теперь будут измерять бедность в Казахстане
- Обновлённый музей Кастеева снова принимает посетителей
- Ужесточение правил: что изменится для частных школ в Казахстане
- Загадочная авария: что известно о возможном ДТП с сыном Кадырова
- 55 % украинцев допускают референдум по мирному соглашению с Россией
- Загадочная смерть девушки после визита в больницу в Талгаре: родные винят врачей
- Астрономы открыли новую комету: Землю ждёт редкое небесное шоу
- Немецкие военные прибыли в Гренландию
- Аномалии погоды, бабушка-геймер и шымкентский мем. Как прошла неделя в соцсетях
- Казахстан усиливает присутствие в Китае: в Гуанчжоу открылось генконсульство РК
- «Бесплатная библиотека» с ловушкой: Генпрокуратура рассказала о новой схеме обмана
- «Права на ошибку нет»: Аккенженов жёстко раскритиковал стройку ТЭЦ-3 в Алматы
- 45-градусные морозы: прогноз погоды на 17 января
- Шантаж на миллион? Блогера подозревают в вымогательстве в Туркестанской области



