Роман «Год – январь»: правда, но художественная

Журналист Данияр Молдабеков написал книгу о январских событиях 2022 года в Казахстане. Было бы странно, если роман на такую тему не столкнулся с трудностями при выходе в свет. Пока они решаются – и надеемся, решатся – автор предложил ознакомиться с текстом коллегам и литературным профессионалам. Одним из них стал писатель и поэт, член Казахского Пен-клуба Юрий Серебрянский. Специально для Orda.kz он подготовил рецензию на книгу «Год – январь».
Во дворах восьмидесятых мы были мушкетерами и гвардейцами. Вот только гвардейцев сложно было набрать. Характеры в фильме не раскрыты. Героев среди них нет. Приходилось даже назначать.
Следующая сцена из памяти – уже фильм «Наполеон» Ридли Скотта. Сразу после Ватерлоо, где, как это умеет режиссёр, в дыму и грязи поубивали друг друга несколько тысяч солдат и офицеров, пленённый бывший император обедает на яхте врага. Белые скатерти, учтивые улыбки, восторг юных матросов, фарфор на столе…
Попробую написать рецензию на роман «Год – январь» Дянияра Молдабекова.
Сюжет построен вокруг лирического героя, самого автора, с теми же именем и фамилией. Журналист оказывается в гуще Кантара в Алматы и некоторых событий после. Происходящее мы видим не только его глазами. Интервью автора с участниками и свидетелями событий продолжают действие до нынешнего дня.
«Год – январь» – художественное произведение в жанре creative non-fiction. Правда, но художественная.
C правильно и к месту расставленными документальными фрагментами, в том числе и цитатами из выступлений президента Токаева, разных должностных лиц, участников событий на площади Республики. Тем не менее определение художественная – для меня ключевое.
Роман о внутреннем перевороте сознания героя, наблюдающем, слушающем, участвующим, активно вовлечённым в свою позицию, выбравшим сторону.
Силы власти представлены стороной тёмной, среди историй пострадавших мирных митингующих, родных погибших, рассказаных в формате интервью или от первого лица самих участников, нет, например, историй полицейских, оказавшихся на службе в те дни.
Данияр Молдабеков во время январских событий 2022 года в Алматы
Фильм, который я посмотрел параллельно чтению (снят каналом КТК), основан как раз на историях полицейских, военных и сотрудников безопасности.
Книга и фильм похожи тем, что и те, и другие рассказывают не только о жестокости, но нередко герои сочувственно говорят об оказавшихся по ту сторону баррикад.
Именно так книга выходит за пределы листа, проникая в наше пространство.
Я стараюсь быть беспристрастным, оценивать только текст, как факт, а это сложно. Прошло совсем мало времени и последствия продолжаются для всех сторон – точки не было. Всё происходит у нас на глазах.
Какие эмоции я испытываю от чтения книги? Честно? Страх перед действительностью. Нестыдно признаться. И ещё сопереживание, конечно.
В поколение старше меня вбит гвоздь другого мира, ржавый, но цепкий. «Это не моя страна, – говорят они здесь, – моя осталась в прошлом».
Во мне нет этого гвоздя, он выскочил не так давно, его выбили молотком. Это моя страна и я хочу знать её историю, и быть частью её. Кстати, об истории.
О Франции периода кардинала Ришелье я почти ничего не узнал из учебников. Зато я хорошо знаю эту историю из книги Дюма и фильмов по ней. Художественная правда ярче, в ней есть эмоции. Но написанная спустя двести лет книга вызывает одни эмоции, написанная через год – совершенно другие. Век- волкодав всё ещё кидается на плечи прямо сейчас. Читать её беспристрастно можно, только держа в другой руке сборник фактов, цифр, обвинительные и оправдательные заключения, принятые всеми сторонами событий.
Вторая часть романа – сборник интервью и историй, в том числе участников оппозиционного движения в Казахстане разных лет, что само по себе не противоречит ни жанру, ни ритму и сюжету. Тем более, что история с офисом подрядчиков программы «Рухани жаңғыру» – апофеоз, именно здесь у героя и происходит слом в сознании, эта ирония читается отлично.
Обязательно куплю роман, а готовится он к выходу на русском и казахском языках. И к нему обязательно приобрету тот самый сборник фактов, цифр, обвинительных и оправдательных приговоров и перечитаю, держа в руках, одну в правой, а другую – в левой.
Лента новостей
- В Алматы временно перекроют два участка улицы Желтоксан
- В Чехии запретили пропаганду коммунизма
- «Налоги — как ремень безопасности»: Жумангарин о новом кодексе
- В Астане потушили рынок «Big Шанхай»
- Казахстанские рестораторы жалуются, что новый Налоговый кодекс убьёт их бизнес
- Как и почему казахстанские чиновники обжигались на заверениях о стабильности курса
- Распределять ваучеры для детей в Астане будут по-новому
- Любитель фальшивого: за что уже судили казахстанца Ержана Ниязова, арестованного в Болгарии
- Евросоюз утвердил новые санкции против российской нефтянки и банков
- Бектенов обрушил тенге? Почему курс доллара в Казахстане поставил рекорд
- Экология и эффективность: как китайские технологии помогут угольной промышленности Казахстана
- Астанчанке дали три года колонии за стикеры с QR-кодами
- Без eGov и приложений: в аэропорту Астаны ночью не будут работать цифровые госуслуги
- Бывший дипломат Сакен Мамаш будет сидеть шесть лет за истязания жены
- НДС вырастет, но отчётности станет меньше: Токаев утвердил новый Налоговый кодекс
- Ливни, шквалы и жара до 43 градусов обрушатся на Казахстан
- Учителю из Абайской области дали пожизненное за изнасилование восьмилетней девочки
- Казахстан уже использовал 60 % трансфертов из Нацфонда
- Не платили зарплату: скандальную нефтекомпанию из Актау заставили рассчитаться с рабочими
- YouTube удалил канал журналиста Лукпана Ахмедьярова