Родителей позвали на собрания после подростковых суицидов. О чём говорили в школах?

cover Фото: elements.envato.com

В воскресенье во многих родительских чатах учеников алматинских школ появилось объявление о проведении родительских собраний. Многие понимали, что их приглашают по поводу трагических событий последних двух недель. На одно из собраний отправилась и корреспондент Orda.kz.

Сообщение о том, что в Алматы произошла очередная трагедия — юноша упал с крыши многоэтажки — вызвало у многих родителей нешуточное чувство тревоги. Оно усугубилось ещё и сообщением в родительском чате нашего корреспондента об очередном родительском собрании. Хотя, скорее, внеочередном, ведь буквально неделю назад во всех городских школах уже прошли родительские собрания.

В школы спешили мамы и папы, бабушки и дедушки. Встревоженность чувствовалась во взглядах большинства из них. Вот что они рассказали нашему корреспонденту.

«Смерти девочек за эти две недели заставили меня потерять покой. Каждый день с тревогой отправляю дочь в школу, каждую перемену звоню ей, и если она не отвечает, места себе не нахожу»,говорит Мария, мама девочки 14 лет.
 «Что вы? — вступает в разговор седовласая женщина, — у меня внук в 11 классе. Я как утренние новости прочитала, что юноша спрыгнул с высотки, думала не доживу, пока мой сын с ним созвонится и узнает, где он, всё ли с ним в порядке».

Все, наверное, ожидали, что на этом собрании перед родителями как обычно будут читать заготовленные доклады представители районных управлений образования, полиции. Но к родителям вышел директор школы, который сразу же предупредил, что хочет побеседовать о безопасности детей и что для этого делает администрация школы. 

Внутришкольный приказ, с которым ознакомились все её сотрудники и заверили это своими подписями, состоял из пары десятков пунктов. Вот некоторые:

  • Детям младших классов запрещено уходить из школы без сопровождения родителей или законных представителей. 
  • До окончания уроков по расписанию никто из учеников не сможет выйти из здания, не смогут зайти в него посторонние люди, включая родителей.
  • На каждой перемене будут дежурить учителя, обходить пришкольную территорию. 
  • Родители должны уведомлять классных руководителей о любых пропусках занятий, объяснять причину отсутствия ребёнка на уроках заранее.

Но родителей волновало не это, а последние трагические события. Директор школы и его заместитель по воспитательной работе сообщили: утверждать, что дети так поступили в результате игр, они не берутся, но лично проверили несколько из них. В некоторых играх на известных платформах содержатся призывы убегать от родителей, не слушаться старших, довести отца до рукоприкладства и прочее. Задание последнего пункта – самоликвидация. 

Директор школы говорила родителям про опасность бесконтрольного общения детей в соцсетях, где ученики могут столкнуться с контентом, провоцирующим тревожные и опасные действия. Руководитель с многолетним стажем и опытом работы с детьми предостерегла, что строгими запретами, давлением на детей эту проблему не решить. Нужна связь родителей и учителей с психологами школы, которые могут вовремя увидеть тревожное состояние ребёнка, изменения в его поведении, и вовремя помочь. Поэтому во всех школах проводятся специальные психологические тесты для детей, но только с разрешения родителей. Психологи рекомендуют проводить эти тесты регулярно, чтобы понимать эмоциональное состояние ребёнка и вовремя принимать меры, если возникают тревожные сигналы. Также родителям несколько раз повторили, что не стоит бояться психологов и их тестов. 

Учителя говорили — мол, надо удалить с телефонов детей пятых-шестых классов телеграм и тикток. Некоторые родители высказались против: мол, это прогресс и дети идут в ногу со временем. Другие говорили, что лучшее для детей 11–12 лет — проводить много времени с родителями: кино, прогулки, пусть даже игры, но безопасные и вместе. 

В конце собрания директор ещё раз попросила родителей быть внимательными к своим детям. Она отметила, что ни одна из этих мер не может заменить самого главного — доверительных отношений с ребёнком. Важно не просто контролировать, но и разговаривать с детьми, понимать их, находить время для искренних бесед. Выйдя из школы, родители ещё какое-то время стояли у её стен, обсуждая всё, что услышали.

«Знаете, шла на собрание с тревогой и хотела получить ответ, как уберечь свою дочь от таких необдуманных поступков. А сейчас задумалась и поняла, что действительно ребёнок больше занят своими делами, а мы, родители, — своими. То есть даже не задумывалась о том, каков её детский несмышлёный мир»,поделилась Айша, мама ученицы седьмого класса.

Вера Александровна, бабушка того самого 11-классника, с которой мы поговорили до собрания, считает, что родительское собрание было необычным.  

«Я впечатлена открытостью директора, которая дала нам всем свои контакты, которая так по-простому, без бумажки передала и свою тревогу за жизнь наших детей. Приду домой и скажу сыну и снохе: „Работа работой, а дети в первую очередь“. Теперь чаще будем проводить семейные посиделки, постараемся понять и услышать, особенно второго внука, которому сейчас 13 лет».

Конечно, не все были согласны с методом запретов и удалений соцсетей из телефонов своих детей, но и они к концу собрания задумались. 

«Всегда был против запретов и строгих исполнений каких-то непонятных норм: обязательная форма, причёски, опоздания. Дети, как и мы, свободные люди. Но события последних дней и сегодняшняя встреча, даже не собрание, а именно встреча и беседа на равных, заставляют задуматься о многом»,сказал Анвар, отец ученицы девятого класса.

Большинство родителей сказали примерно следующее: давление и строгие запреты могут лишь усилить дистанцию между родителями и ребёнком, разговоры и поддержка помогут ребёнку почувствовать, что он не один, что его слышат и понимают. Только так можно предотвратить трагедии. Родителям нужно не просто защищать своих детей, но и быть для них теми, кто готов выслушать, поддержать и объяснить, почему тот или иной путь может быть опасным.

Читайте также:

 

Лента новостей

все новости