«Красный дельфин» ни при чём? Эксперты опровергли мифы о детских суицидах

cover Коллаж Orda.kz

16 сентября жителей Алматы потрясла трагическая новость: две школьницы погибли, упав с крыши многоэтажного дома. Одна из девочек оказалась дочерью известного эколога. Спустя пять дней в южном мегаполисе при схожих обстоятельствах погибла ещё одна школьница — и по соцсетям сразу поползли слухи о том, что за серией детских суицидов стоит некий зловещий заговор.

Эксперты проекта Factcheck.kz проанализировали информацию о том, что гибель алматинских школьниц якобы может быть связана с мобильными приложениями, популярными книгами для подростков и загадочной игрой «Красный дельфин». Orda.kz рассказывает, к каким выводам пришли фактчекеры.

В рассылках, которые широко разошлись по казахстанским родительским чатам, утверждается, что череда детских самоубийств может быть связана с так называемыми «группами смерти», мобильными играми и подростковой литературой. В Сети распространяют снимки книг, которые якобы читали погибшие 16 сентября девочки — Айша и София. Журналисты решили проверить, есть ли в этих слухах доля истины.

«Опасные» книги

В списке «подозреваемых», которые якобы могли подтолкнуть алматинских школьниц к самоубийству, оказались несколько книг для подростков. Их фотографии разошлись по мессенджерам и соцсетям. Авторы рассылок утверждали, что этих книг нет в открытой продаже — приобрести их будто бы можно лишь на маркетплейсах, и эта литература входит в «целую систему доведения детей до суицида».

Однако доказательств того, что книги действительно принадлежали погибшим девочкам, нет. Как нет и подтверждений слухов об их суицидальной направленности. Заявление о том, что этой подростковой литературы якобы нет на полках книжных магазинов, тоже оказалось ложным. Все книги можно свободно купить.

Фото: Factcheck.kz
«Мы не нашли в книгах на фото из рассылки каких-либо призывов к опасным действиям или информацию, пропагандирующую суицид. Однако две из них имеют возрастные ограничения 16+ и относятся к подростковой, а не детской литературе. В них можно столкнуться со сценами жестокости и агрессии», — отмечает Factcheck.kz.

Schoolboy Runaway

Ещё одна «пугалка» для казахстанских родителей — мобильная игра Schoolboy Runaway (а также похожие на неё приложения Schoolboy Escape и Flashback). Авторы рассылок в соцсетях утверждают, что такие игры «учат детей убегать из дома», побуждают не слушаться родителей и становятся «первой ступенькой» на пути к самоубийству.

Авторы Factcheck.kz самостоятельно протестировали эти игры, а также посмотрели прохождения на YouTube. И пришли к выводу, что Schoolboy Runaway не более опасна, чем книги.

Скриншот Orda.kz

Нашумевшая Schoolboy Runaway оказалась просто одной из игр в жанре «побег из комнаты» (escape room). Задача игрока — сбежать из запертого помещения. При этом по сюжету главный герой-двоечник действительно должен обманывать родителей. Но игра не содержит никаких инструкций. Точно та же ситуация с другими играми, которые попали под обвинение в «пропаганде суицида»: в них не оказалось никакого контента, который бы убеждал детей в необходимости расстаться с жизнью.

Фактчекеры отмечают: попытка связать игры с плохим поведением детей (и тем более с самоубийствами) — это логическая ошибка. То, что одно событие происходит после другого, ещё не означает, что они связаны.

«Красный дельфин»

Несколько другая история — с «группами смерти» в соцсетях, где подростки якобы получают опасные для жизни задания и делятся суицидальным контентом. Несколько лет назад настоящая паника вокруг таких групп поднялась в России, её отголоски докатились и до Казахстана. Самый известный пример — полумифическое сообщество «Синий кит». Сейчас на смену ему якобы пришёл не менее таинственный «Красный дельфин».

«После гибели алматинских школьниц в мессенджерах вновь заговорили о группах смерти. Среди сообщений WhatsApp, присланных редакции, упоминается новая „игра“ под названием „Красный дельфин“. Утверждается, что погибшие девочки играли в эту „игру“, и именно поэтому совершили самоубийство», — отмечает Factcheck.

Специалисты не нашли доказательств, что погибшие девочки правда играли в «Красного дельфина» или нечто подобное. Информация о том, что рядом с городскими школами расклеивают некие листовки с QR-кодами, чтобы заманить подростков в суицидальные сообщества, тоже оказалась не более чем слухом. Но «Красный дельфин» правда существует.

Иероглиф, который погибшие девочки якобы оставили в школьном туалете перед смертью. Фото Orda.kz

Первые упоминания о «Красном дельфине» в качестве «группы смерти» появились в июле. Но тематические телеграм-каналы были зарегистрированы за несколько месяцев до этого. Пик интереса к «Красному дельфину» пришёлся на 16 сентября — из-за инцидента в России, где школьник напал на одноклассников с молотком. Перед нападением мальчик опубликовал «манифест», в котором упоминал «Красный дельфин» и некую группу RNBWN. Поскольку в тот же день в Алматы погибли две девочки, их смерть сразу же связали с «Красным дельфином». В полиции эту информацию не подтверждают.

Группа, называющая себя RNBWN, действительно существует (но, вероятно, только в соцсетях). За ней, возможно, стоит некий Антон Мишанин. Она позиционирует себя как «деструктивную организацию», а «Красный дельфин» — якобы один из трёх её проектов. Участников призывают выполнять «задания», связанные с вандализмом и нанесением себе физических повреждений. В открытом доступе у RNBWN сравнительно мало контента, но есть ещё и закрытые каналы.

«Инструктаж по ножевому бою, рецепт создания чёрного пороха, инструкции по проведению пыток и скулшутинга, пост об Андрее Чикатило», — так описывает Factcheck.kz содержимое одного из таких приватных каналов.

Журналисты выяснили, что в закрытых группах в соцсетях и мессенджерах, которые связаны с RNBWN, много потенциально опасного контента. Но его можно найти и в открытом доступе в других источниках.

«Как мы выяснили из текстов и видео пользователей, которым удалось вступить в канал, инструкций в нём много: начиная с того, как делать наркотики и заканчивая способами массового расстрела и самоубийства. Есть там и видео, содержащие сцены жестокости, манифесты убийц и так далее», — пишет Factcheck.

«Красный дельфин» и вправду вызывает тревогу. Но связаны ли такие провокационные сообщества в соцсетях с подростковыми суицидами? Это вопрос, с ответом на который лучше справятся правоохранительные органы.

Что делать родителям?

Фактчекеры делают вывод: книги и игры, на которые сейчас возлагают ответственность за «пропаганду суицидов», в целом безопасны. Но родителям всё равно нужно учитывать индивидуальные потребности детей при выборе литературы и игр. То, что совершенно не угрожает одному ребёнку, может негативно повлиять на другого.

А вот на подозрительные подписки подростков в соцсетях и мессенджерах и впрямь стоит обращать внимание.

«Красный дельфин» и другие группы, связанные с онлайн-сообществом RNBWN, действительно содержат информацию, нормализующую убийства и суициды. Однако реальный эффект данных ресурсов на сегодняшний день не до конца ясен. История показывает, что влияние групп смерти склонны сильно преувеличивать. При этом очевидно, что этот контент не для детей», — резюмирует Factcheck.

Мы уже рассказывали о версиях, связанных с гибелью двух школьниц в Алматы. Подробнее о «Красном дельфине», таинственных иероглифах на стене и седативных препаратах, которые могли принимать погибшие, — в этом материале.

Читайте также:

Лента новостей

все новости