Резко, честно и с извинениями: о чём Бозумбаев говорил с журналистами

cover Фото: Orda.kz

Заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев дал пресс-конференцию. Его брифинги журналисты обычно ждут с особым интересом — за годы работы он прослыл чиновником, который не стесняется в выражениях и нередко отвечает резко. На этот раз Бозумбаев был сдержаннее, но без колкостей всё же не обошлось. Как это было — в материале Orda.kz.

Крушение азербайджанского самолёта и политика

Одним из вопросов, который волновал журналистов, было расследование крушения азербайджанского самолёта авиакомпании Azal 25 декабря 2024 года в Актау. Среди погибших были и казахстанцы. 

Финальный отчёт, по словам Бозумбаева, ожидается к концу текущего года. По данным некоторых источников, самолёт был сбит над Грозным по приказу Минобороны РФ. Глава Азербайджана Ильхам Алиев в крушении обвинил Россию. Баку готовит документы в международные суды. Ильхам Алиев считает, что ситуация с крушением «ясна, как божий день». 

Несмотря на то, что эта трагедия обострила отношения между Россией и Азербайджаном, зампремьера  попросил «не политизировать этот вопрос». 

«Я бы не хотел политизировать, каким образом он получил повреждения. На эти вопросы нам должна ответить взрывотехническая экспертиза, которая проводится по линии правоохранительных органов. Насколько я знаю, они запросы послали в другие страны, где на вооружении находится различного рода, скажем так, оружие, которое может поражать такими элементами, которые были найдены в фюзеляже упавшего самолёта»,  сказал Бозумбаев.

Он также добавил, что «никакой тайны в расследовании азербайджанской или российской стороны или стороны производителя Ebmraer вообще нет». 

Версия о том, что самолёт рухнул из-за внешних повреждений, всё ещё остаётся рабочей. 

«Осколки внешних объектов находились в фюзеляже, они были полностью изъяты следственно-оперативной группой и направлены Генеральной прокуратурой на взрывотехническую криминалистическую экспертизу. Мы ждём её завершения. На её базе можно сделать вывод — что произошло. А в рамках визуального осмотра — даже я сам своими глазами видел эти отверстия и руками их трогал».

«Может, пилоты и невиноваты»

Это не единственная авиакатастрофа, о которой его просили высказаться. Сейчас идёт суд по факту крушения самолёта Bek Air, которое произошло аж в 2019 году. В результате многолетнего расследования обвиняемыми стали погибшие пилоты. Никто из руководства авиакомпании на скамье подсудимых по этому уголовному делу не оказался.

Журналисты задали вопрос: насколько это справедливо, не является ли это попыткой спихнуть ответственность на тех, кто уже не сможет ничего сказать в свою защиту. Здесь Бозумбаев также был осторожен, однако позволил себе публично предположить, что пилоты могли быть невиноваты в трагедии. 

«С точки зрения — справедливо это или нет — решение должен принять суд. Может быть, это и не вина пилотов. Это расследование должно поставить точку. Погибло большое количество людей. Какими бы влиятельными ни были люди, стоявшие за Bek Air, моё личное мнение — справедливость должна восторжествовать, люди должны получить компенсацию за то, что их родные погибли».

Но он сделал оговорку, что не имеет отношения к этому расследованию, а значит не посвящён в его подробности так, как о крушении самолёта Azal.

«Когда случаются чрезвычайные ситуации, аварии крупные, когда гибель более пяти людей — по закону о гражданской защите создаётся правительственная комиссия. Я по гибели самолёта Azal её возглавил и вам всё подробно рассказал».

Отставки и взятки

Новость о задержании и увольнении вице-министра транспорта Сатжана Аблалиева не прошла мимо пресс-конференции. Его подозревают в коррупции, у Бозумбаева поинтересовались об этом деле и о том, кто из руководства должен уйти в отставку после скандала. Тот попросил не делать преждевременные выводы о виновности Аблалиева, ведь впереди следствие и суд. 

«С момента, когда решение суда вступает в силу, если человек — подчинённый в любой государственной организации или государственном органе — будет осуждён по статье о коррупции, то первый руководитель должен подать в отставку. Не надо вообще забегать вперёд, не надо делать кого-то виноватым», ответил зампремьера на вопрос журналистов. 

Но если вину Аблалиева докажут, то, согласно порядку, в отставку полагается уйти непосредственному начальнику.

«Любой вице-министр назначается по представлению соответствующего министра. Министр представляет, они проходят согласование на предмет спецпроверки по закону — проходят по линии КНБ, Антикора (теперь вместе взятых). Потом они проходят согласование в Администрации президента, в наших службах здесь, в канцелярии регламент свой есть. И потом назначение оформляется постановлением правительства».

Қазақстан халқына, Перизат Кайрат и Кулибаев

Один из вопросов касался фонда «Қазақстан халқына», который участвовал в ликвидации последствий паводков 2024 года. Не все тогда остались довольны компенсациями. Журналисты провели аналогию с фондом Перизат Кайрат, который тоже публично заявлял о помощи пострадавшим от паводков. А сейчас глава этого фонда — на скамье подсудимых за присвоение чужих денег. Однако Бозумбаев подчеркнул, что «Қазақстан халқына» не делал выплаты напрямую пострадавшим. А занимался финансированием строительства домов.

«Я не слышал, чтобы фонд делал какие-то выплаты. „Қазақстан халқына“ по соглашению с акиматами и при координации правительства финансировал строительство жилья для пострадавших, это правда. Заказчиками выступали местные исполнительные органы. Они подбирали подрядчиков. Я лично в каждом доме два-три раза был. В построенных, отремонтированных».

Он считает, что власти достаточно эффективно справились с последствиями паводков.

«17 630 домов за четыре месяца было построено, куплено или отремонтировано. Это беспрецедентные сроки. Один только новый микрорайон в Петропавловске (возвели), с привлечением средств «Қазақстан халқына».

Что касается недовольных компенсациями, им стоило обжаловать это в акиматах. Многие именно так и сделали. При этом Бозумбаев заявил, что чиновники готовы доработать, если есть какие-то ошибки по компенсациям.

Ранее была информация о том, что жители Кульсары получили самую высокую сумму выплат за квадратный метр. И были слухи, что это произошло за счёт Тимура Кулибаева, который доплатил разницу.

«Нет. Неправильно. Жители Кульсары получили стоимость по расчётам оценочной компании, которая по общеказахстанским меркам оценивала их дома. Когда мы типовые дома строили по всей стране, к сожалению, себестоимость строительства этих домов, исходя из шести пострадавших регионов, разнится. Это всё сплетни».

Малый Талдыколь и паркетные журналисты

Не удалось Канату Бозумбаеву избежать и вопроса о Малом Талдыколе, который то и дело засыпают для очередных проектов стройкомпаний. О проблеме заговорила журналист Atameken Business Саяна Санакова. И в этом месте, возможно, у зампремьера постепенно начало сдавать терпение.

«Немало других водоёмов в стране, которые имеют гораздо большее значение. Каспийское море, Шардара, Балхаш, Капчагайское водохранилище, масса ещё. Вы даже о некоторых не подозреваете, какие проблемы там существуют. Просто вы в Астане живёте, тут паркетные столичные журналисты многие, и вот эту тему больше всего освещаете. Не в упрек, просто вам говорю. Что касается моего отношения к Талдыколю, да, я считаю, он должен быть сохранён»,  сказал Бозумбаев.

По его словам, проблема Малого Талдыколя — это отражение более широкой водной повестки. 

«Талдыколь — это зеркало сегодняшней действительности. И нам нужно действовать, относясь бережно в целом к воде, водным ресурсам. Потому что Казахстан — страна, которая больше всех от глобального потепления пострадает».

Подытоживая пресс-конференцию, Канат Бозумбаев всё же извинился за своё высказывание о паркетных журналистах, что приятно удивило присутствующих.

«Если где-то был резок, прошу меня извинить. Ушла девушка из Atameken? Я человек прямой. Не хочу никого обижать, просто своё мнение всегда высказываю»,  сказал он, однако Саяна Санакова к тому времени уже покинула зал.

Канат Алдабергенович также добавил, что такой формат работы с журналистами — регулярные пресс-конференции — продолжится и дальше. Ведь правительству «практически нечего скрывать».

«Скрывать нам практически нечего. Мы должны быть подотчётны обществу через вас, потому что мы нанятые обществом менеджеры. А вы — четвёртая власть, осуществляете контроль за действиями исполнительной власти. С удовольствием будем работать».

Читайте также:

Лента новостей

все новости