Режиссёр Тимо Вуоренсола: «Идея равенства будто забыта. Мы должны бороться за лучшее будущее»

cover

Сегодня в казахстанский прокат вышел научно-фантастический фильм «Альтер», на съёмки которого в 2023 году в Астану приезжал знаменитый актёр Том Фелтон. Британец, больше всего известный миру как Драко Малфой из саги о Гарри Поттере, попал тогда на множество фото и видео с жителями столицы. Мы же в преддверии премьеры побеседовали с режиссёром картины Тимо Вуоренсолой – финским постановщиком, активно выходящим на международный уровень («Железное небо», «Джиперс Криперс: возрождённый»).

– Тимо, как я понимаю, «Альтер» – это копродукция США, Канады и Германии. Как пришло решение снимать в Казахстане, в Астане?

– Ещё когда я писал сценарий, знал, что мне нужен, с одной стороны, футуристический, научно-фантастический вайб, а с другой – что-то реалистичное. Когда мы начали присматриваться к локациям, нам подали идею про Казахстан, и когда я узнал об Астане, то пришёл в восторг. Она соответствовала обоим запросам: с одной стороны – научная фантастика, с другой – классика.

– Сколько времени вы провели в Астане?

– Первый раз я побывал там в середине лета 2023 года на скаутинге, на съёмки мы приехали уже в начале осени, и я оставался до конца декабря.

– Съёмки прошли в 2023 году, а в 2024-ом «Альтер» был показан в Каннах, так?

– Это был не показ – фильм на тот момент ещё не был готов, его представили там на кинорынке в виде трейлера и рабочих материалов.

– Сейчас осень 2025-го – таким долгим был период постпродакшна?

– Да, это для меня характерная вещь. Было много визуальных эффектов, обработки, что заняло много времени. Мне кажется, лучше не торопиться и сделать всё, как надо.

– Судя по трейлеру, «Альтер» и тематически, и визуально напоминает вашу франшизу «Железное небо»: научная фантастика, альтернативная вселенная. Чего ждать от нового фильма?

– Я думаю, «Альтер» происходит оттуда же, что и «Железное небо». Разница, пожалуй, в том, что «Небо» – больше чёрная комедия, тогда как «Альтер» – больше экшн и научная фантастика. Но оба этих фильма определённо имеют общие корни: в них есть политический месседж, они визуально насыщенны, тут много спецэффектов, но в итоге – это человеческие, гуманистические истории.

– В главной роли вы сняли Тома Фелтона, который зрителям известен больше как плохой парень, Драко Малфой во франшизе про Гарри Поттера. Но в вашем фильме он – главный герой, то есть, хороший парень?

– Когда я ещё работал над сценарием, не хотел думать о каком-то конкретном актёре. Но потом, когда главный герой Леон сформировался, я понял, что нахожусь в поиске особенного актера. Я искал кого-то, кто имеет широкий диапазон, очень профессионален и к тому же способен привнести в роль искренность и многослойность. Да, все в первую очередь знают Тома как Драко Малфоя, но его карьера включает в себя и другие разные роли. И мне стало ясно, что он подходит.

– Актёрский состав фильма интернациональный. Можете рассказать о других исполнителях?

– Главного антагониста сыграл Ричард Брейк, замечательный американский актёр, Король ночи в «Игре престолов». Одну из главных женских ролей исполнила британская актриса Эгги К. Адамс, снимавшаяся в «Ведьмаке». В «Альтере» также снялись казахстанские актёры Данияр Алшинов, Линда Нигматулина, Атамура Мусаханов, Елжас Рахим, Жалгас Жалгазин, Ботагоз Марабаева, Гаухар Жусжасарова, Сергей Цырульников, Алексей Филимонов.

– «Альтер» рассказывает о генетически модифицированных людях, и это пересекается с темами, над которыми вы работали в ваших предыдущих фильмах. Вы считаете, что это важно в современном мире?

– Да. Мы живём в мире, где происходят гигантские технологические скачки, развивается искусственный интеллект и многое другое. И это порождает ситуацию, когда часть людей не может иметь доступа к преимуществам, которые дают новые технологии. Возникает угроза большого разрыва между разными социальными слоями. Мы и так живём в мире, где доступна пластическая хирургия, другие формы манипуляций с нашим телом, люди всё время хотят быть лучше. Вопрос – какой ценой? В «Альтере» я решил сфокусироваться на генетических улучшениях, которые кому-то доступны, а кому-то – нет. Те, кто богаче, могут себя улучшать, те, кто беднее – нет. Идея равенства как будто забыта в наши дни. Я считаю, что мы должны бороться за равенство и лучшее будущее.

– Это напоминает «Элизиум» Нила Бломкампа – там тоже речь о людях, физически улучшавших себя. Расскажите, какие фильмы вдохновляли вас при работе?

– Главным вдохновением был «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта – фильм, о котором я думаю каждый раз, когда начинаю работу над новым проектом. Насчёт Бломкампа, да, его «Элизиум» тоже, и «Район №9». У него также есть идея о неравенстве, о людях из «низшего» класса, живущих в ужасных условиях. Все эти фильмы имели большое влияние на «Альтер».

– Вы хотели бы снова приехать снимать в Казахстан?

– Конечно, да. Я уже и так всем говорю, что надо тут снимать – натура настолько разнообразная, что многие кинодеятели со всего мира нашли бы здесь что-то подходящее для себя. Я точно планирую ещё вернуться.

– Что бы вы хотели сказать казахстанским зрителям фильма «Альтер»?

– Рахмет за то, что дали мне возможность снять фильм в вашей прекрасной стране, и, как Арнольд Шварценеггер, скажу: I’ll be back!

Лента новостей

все новости