"Разрешали всем МИИРом, а судят меня одного": что сказал бывший вице-министр Токтабаев о незаконной передаче недр

cover

В Астане завершается суд по уголовному делу в отношении бывшего вице-министра МИИР Тимура Токтабаева. Его подозревают в незаконной передаче месторождения «Шевченковское» аффилированным с ним лицам. Подсудимый выступил в суде с последним словом, сообщает Оrda.kz 

Напомним, Токтабаева задержали 7 ноября 2022 года по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. С санкции суда арестовали дорогостоящее движимое и недвижимое имущество Токтабаева и его близких родственников (элитные частные дома, земельные участки, авто марки Cadillac Escalade, Mercedes-Benz Maybach S580 4 Matic, две BMW X5 Xdrive40I, Bentley Bentayga V8).

Следствие установило, что аукционы по реализации месторождений не проводились, из-за чего государство недополучило десятки миллиардов тенге. Токтабаев предан суду по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (пункт 3 части 4 статьи 361 УК РК).

Под предлогом разведки

По версии следствия, будучи вице-министром индустрии и инфраструктурного развития, он незаконно передал месторождение «Шевченковское» в Костанайской области аффилированным с ним лицам. Таким образом, подконтрольная ему компания без аукциона, под предлогом разведки и за минимальную стоимость подписного бонуса завладела готовым к добыче месторождением, где уже были установлены крупные запасы никеля и кобальта. Государство же недополучило миллиарды тенге.

Так, 100 млн тонн твердых полезные ископаемых Антикор оценил в 5,7 трлн тенге. Следует отметить, что месторождение вернули государству во время досудебного следствия. 

24 октября в межрайонном суде по уголовным делам закончилось главное судебное разбирательство по этому делу. Бывший вице-министр выступил с последним словом.

Кто принимал решение о передаче месторождения?

Токтабаев считает себя полностью невиновным. По его словам, за это время в суде ему удалось привести прямые нормы законодательства, которые свидетельствуют о законности всех его действий в период работы на должности вице-министра. Токтабаев подчеркнул, что решение о передаче месторождения он не мог принять один - это решала целая комиссия.

"Я сам являюсь юристом и геологом и всегда стараюсь следовать букве закона. Являясь разработчиком кодекса о недрах, закона о недрах и недропользования, для меня было бы полным безумием совершить такие очевидные ошибки, которые я вот пытаюсь доказать и показываю, что это все было абсолютно законно не только с моей стороны, но и со стороны всех 35 членов комиссии, которые принимали решение в выдаче месторождения «Шевченковское». Так получилось, что выдавали всем МИИРом, а сегодня судят меня одного",заявил подсудимый.

В своей речи он высказал подозрения того, что органы досудебного расследования искусственно пытались доказать незаконность передачи месторождения.

"Когда орган досудебного расследования вместе с прокурорами начали изучать и трактовать закон о недрах и недропользовании, кодекс, то они пришли на такое минное поле. Потому что там сидят самые сильные юристы в МИИРе, в недропользовании сейчас самые сильные юристы".

Таким образом он исключает ошибки в принятии контракта об этом месторождении.

"За всю историю Казахстана ни один контракт, который заключался, не был признан незаконным. Потому что, когда ты хочешь инвестировать огромные деньги, ты 100 раз проверишь. И невозможно, что человек, который никогда не занимался недропользованием, следователь, который буквально недавно приехал с области и вообще ничего не знает, говорит, что разработчики закона — все министерство неправильно сделали и выдали контракт на разведку, вместо того, чтобы выдать на добычу. Ну это настолько для специалистов смешно было, что я даже не придал этому значения, когда они об этом сказали", говорит Токтабаев.

Передача без аукциона законна, но не в полномочиях Токтабаева

Токтабаев привел законодательные нормы, согласно которым передать месторождение можно было без аукциона, а на основании прямых переговоров. По его словам, если контракт на использование участка недр с предыдущим недропользователем закончился, то орган сам решает каким образом передать на пользование — оба способа вполне законны.

"В обвинительном акте, когда указывают о том, что Токтабаев должен был провести аукцион, и он один должен был это сделать — не все министерство, а именно только Токтабаев — это абсолютно не соответствует закону, прямым нормам", заявил Токтабаев.

Чтобы доходчиво объяснить суду, Токтабаев сделал таблицу, которую презентовал в последнем слове. Вот примеры по двум кодексам — налоговом и Кодексе о недрах, судя по которым его действия не противоречат закону.

"Первое — налоговый кодекс. Статья 726 — Порядок исчисления подписного кодекса, которая говорит, что для контрактов на разведку на территории, на которой имеются утвержденные запасы полезных ископаемых. Вывод: в налоговом кодексе предусмотрена прямая норма, которая предполагает наличие промышленных запасов, в рамках территории недропользования по контракту на разведку. Поэтому все доводы о том, что там были промышленные запасы, поэтому нельзя заключать контракт на разведку - они приходит в прямое противоречие с налоговым кодексом со статьей 726", начал перечислять подсудимый.

Далее последовал пример из Кодекса о недрах и недропользовании.

"Далее — по кодексу о недрах. О том, что говорили, что по нему нельзя, пожалуйста: часть 1 пункт 5 статьи 278 - в случае досрочного прекращения контракта на добычу по твердым полезным ископаемым, заключенного до введения действия настоящего кодекса, решением компетентного органа участок недр, затрагивающий контрактную территорию, по прекращенному контракту предоставляется в пользование для проведения операций по разведке или добыче твердых полезных ископаемых по итогам аукциона, проводимого в порядке предусмотренном пунктом 4 статьи 278. Вывод: Кодекс о недрах, который сегодня действует, предусматривает  возможность предоставления участка недр для проведения разведки - именно разведки по расторгнутому контракту на добычу, заключенного в соответствии с законом о недрах 2010 года и расторгнутого после введения Кодекса",продолжил он. 

Кроме этого, он заверил, что не имел права выставлять на аукцион месторождения. Для этого он остановился на перечислении своих функций и полномочий на должности вице-министра. Токтабаев отметил, что подобные решения утверждает сам министр.

"Функциональные обязанности Токтабаева не содержат полномочий и обязанностей в части формирования и утверждения перечня участков недр, подлежащих выставлению на аукцион. Мы здесь изучили с приведением норм закона и с показаний свидетелей, что перечень участков недр, подлежащих выставлению на аукцион формируется Комитетом геологии, после этого утверждается компетентным органом. Мы здесь разобрали, что компетентный орган это не Токтабаев, это министерство. И этот участок утверждается приказом министра",
 отметил бывший вице-министр.

Он акцентировал внимание, что подобное ошибочное рассуждение лежит в основе обвинительного акта.

"Поэтому помимо того, что я и так уже с ссылками на нормы сказал, что никакого аукциона не нужно было, такой обязанности не было. Более того, в функциональные обязанности Токтабаева, которые лежат в основе предъявления обвинения в виде злоупотребления должностных полномочий, также не содержит обязанностей или других полномочий в части аукциона. Аукцион утверждается приказом министра. Токтабаев здесь полномочий не имеет", заключил Токтабаев.

После выступления Токтабаева суд удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. 

Добавим, что Токтабаев работает в сфере геологии с 2006 года. В разные годы он занимал руководящие должности в комитете геологии и недропользования, а также в департаменте прямых инвестиций в недропользовании в ныне упраздненных министерствах. 

В промежутке между работой в министерствах он также возглавлял департамент в «Национальной горнорудной компании «Тау-Кен Самрук». На должности вице-министра индустрии и инфраструктурного развития он проработал 10 месяцев в 2019 году.

В июле Orda.kz писала о рейдерском захвате участка с золотоносным сырьём близ месторождения Шолкызыл Алматинской области, в котором в том числе причастен Тимур Токтабаев. Так утверждали владельцы золотодобывающей компании Solid Metals. По их словам, компания Aksenger ltd внезапно получила от МИИР лицензию на разведку твёрдых цветных ископаемых благодаря Тимуру Токтабаеву и потребовала компанию покинуть участок. 

Примечательно, что представители Solid Metals обращались с заявлением в Антикор о возбуждении уголовного дела в отношении Токтабаева, но те не стали этого делать, сопроводив комментарием, что в отношении него уже ведётся расследование. Подробности читайте здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости