Разовая акция по утильсбору от Токаева: поблажка или необходимость?

cover Коллаж Orda.kz

Президент поручил снизить утильсбор до 200-250 тысяч тенге для тех, кто ещё не заплатил за автомобили. Orda.kz узнала мнение представителя автомобильной сферы.

Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана поручил перекрыть все каналы нелегального ввоза машин в страну. Для этого глава государства предложил "применить в разовом порядке единый сбор за утилизацию и первичную регистрацию в размере, не превышающим 200-250 тысяч тенге".

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков рад, что президент следит за повесткой, но подобную акцию называет скорее поблажкой, чем хорошей идеей.

Эдуард Эдоков/Фото azh.kz

"Мы не можем позволить себе купить нормальные автомобили, цены заоблачные, ещё и ограничения в виде утилизационного сбора и первичной регистрации. В итоге это не даёт ни обновлять автопарк, ни купить машину, которую желает казахстанец. Президент уже обращал внимание на эту тему после январских событий. Это хорошо, что Токаев говорит об этом, однако есть некоторые "но". Я считаю, что очередная поблажка не совсем справедлива, потому что закон един для всех. Эти огромные и непомерные расходы при покупке автомобилей появились не вчера, но мы продолжаем наступать на одни и те же грабли. Казахстанцы покупают автомобили, скрываются, попадают под санкции, а потом происходят очередные какие-то катаклизмы в стране и начинаются поблажки. Это плохая тенденция", – рассказал Эдуард Эдоков.

Председатель независимого автомобильного союза отметил, что в глазах автолюбителей эту разовую акцию население может воспринять по-другому.

"Все, кто завозил и оплачивал эти непомерные огромные сборы, теперь задумались, что можно было так: завезти, ничего не платить и скрываться, а теперь получить поблажку от президента. То есть, кто-то заплатил по 2 млн тенге утилизационного сбора, а 20-30 тысяч автолюбителей сейчас выплатят по 200-250 тысяч тенге и всё будет хорошо".

Эдуард Эдоков добавил, что прошлое предложение президента об утилизационном сборе выполнили только в середине мая. И пока не ясно, когда смогут реализовать это поручение главы государства. Остаётся только ждать детальных механизмов с чётким обозначением категории автовладельцев, которых коснётся эта норма.

В 2016 году в Казахстане сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией всех отходов стал заниматься ТОО «Оператор РОП». Крупная статья доходов попала в руки младшей из дочерей экс-президента. Предприятие Алии Назарбаевой стало монополистом с помощью постановления правительства страны. Именно ТОО «Оператор РОП» определили оператором расширенных обязательств производителей (импортёров). Позже компания перешла её секретарю – Шнар Муктарова стала новым учредителем.

После Кровавого января Касым-Жомарт Токаев отметил, что утилизационным сбором должна заниматься государственная организация. В итоге 100% доли участия уставного капитала «Оператор РОП» передали в Жасыл Даму. Однако, накал страстей всё ещё был высок, новым автолюбителям приходилось платить за утильсбор по старым ставкам, что существенно било по карману.

14 мая ставку снизили почти в 2 раза. И если раньше за авто с объёмом двигателя от одного до двух литров утильсбор составлял 1 072 050 тенге, то теперь 556 500 тенге. 

Новым владельцам машин, кто успел купить их до 14 мая и не успел заплатить утильсбор, дали возможность сделать это по новым ставкам. В «Жасыл Даму» редакции Orda.kz рассказали, что старую платежку нужно было отменить.

Также деньги вернули и тем автовладельцам, кто уплатил утилизационный сбор по старым ставкам. Сумма возвращённых денег перевалила за 250 млн тенге.

Государство решило пустить деньги от утилизационного сбора на льготное автокредитование под 4% годовых без первоначального взноса. В середине апреля в МИИР проинформировали об основных условиях, а позже рассказали и о дополнительных. Сначала говорилось, что казахстанцы смогут начать оформлять машины с 1 мая, но это получилось только с 16 мая, потому что деньги на счетах «Оператора РОП» долго не могли разморозить. Всего на льготное автокредитование направили 100 млрд тенге.

3 июня Halyk Bank, Банк ЦентрКредит и Евразийский банк приостановили одобрение кредитов на автомобили Chevrolet, Kia, JAC и Lada, реализуемые ТОО «СарааркаАвтоПром». Причина – полное освоение лимита по одобренным заявкам. При этом, какое-то время продолжали выдавать машины марки Hyundai. Банки ждали второй транш, чтобы начать выдавать кредиты.

19 августа «Фонд развития промышленности» перечислил последний транш Евразийскому банку. Спустя три дня, финансовое учреждение начало приём заявок на кредитование машин от Hyundai Trans Kazakhstan, который ранее заявили, что приостанавливают выпуск Hyundai Ассent и Hyundai Creta. 24 августа все 10 млрд тенге второго транша закончились.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости