Разбор полётов: где чинят казахстанские самолёты и сколько стоит их ремонт, рассказали эксперты

cover Коллаж Orda.kz

Недавно стало известно, что фонд “Самрук-Казына” хочет продать авиакомпанию Qazaq Air. Государство рассчитывает найти предполагаемого покупателя до 13 ноября. В ФНБ заявили, что одна из главных целей продажи – привлечение инвестиций для трансформации компании в ведущего авиаперевозчика Центральной Азии. Пока эту планку держит Air Astana. Но интересно, что лидер ремонтирует самолёты и тренирует своих авиаторов в соседнем Узбекистане. Станет ли Узбекистан центральноазиатским лидером в сфере авиации, сколько стоит ремонт казахстанских самолётов и как выглядит ташкентский центр лётный подготовки – в материале Orda.kz.

Авиация Казахстана заинтересована в наших услугах на госуровне 

АО Uzbekistan Airways – государственная авиакомпания Узбекистана.  

Одним из крупных структурных подразделений акционерного общества является одноимённый учебно-тренировочный центр в Ташкенте.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Узбекистанский лётный центр считается самым крупным и первым тренировочным комплексом в Центральной Азии. Он начал свою работу в 1943 году. На протяжении 80 лет центр обучает и подготавливает пилотов, бортпроводников гражданской авиации, а также сотрудников служб аэронавигационного обеспечения. 

Услугами узбекистанского учебного центра пользуются крупные казахстанские авиакомпании: Air Astana, Berkut, Fly Arystan, Scat и другие. 

Причина в том, что на базе ташкентского центра имеются тренажёры по эксплуатируемым видам воздушных судов: Boeing 757/ 767/ 787, Airbus 319/ 320/ 321, Cessna 172, вертолётов Ми-8 и Airbus Helicopter. 

Примечательно, что в Казахстане похожий центр начал работу только в сентябре 2023 года. 8 сентября в столице Air Astana провела презентацию своего Центра лётной подготовки. 

Станислав Гурфинкель /
Станислав Гурфинкель / Фото: Orda.kz

По словам Станислава Гурфинкеля, директора узбекистанского учебного центра, среди казахстанских авиакомпаний лишь Air Astana и является их крупным партнёром. 

“Крупнейший наш партнёр и клиент на протяжении последних пяти-шести лет – Air Astana и Fly Arystan. Мы предоставляем им тренажёрную подготовку на типах самолётов AirBus 320 и ВС Boeing 767. Поскольку у Air Astana европейский менеджмент, мы активно перенимаем у них тренировочные программы, у нас же свой отечественный стандарт. Помимо этого, проводим вместе исследовательскую деятельность. К примеру, мы проводили совместные испытания по тому насколько самолёт эффективно тормозит в зимний период в Алматы”, – говорит он.
Airbus 330-233 / Визит Токаева в Анкару 10 мая 2022 года / Фото: Акорда
Airbus 330-233 / Визит Токаева в Анкару 10 мая 2022 года / Фото: Акорда

Другим крупным партнёром узбекистанского центра является казахстанская государственная авиакомпании Berkut, которой пользуются президент и аппарат правительства.

“Госкомпания проходят у нас теоретическую и практическую подготовку. Мы же перенимаем у Berkut наработки по обслуживанию привилегированных пассажиров и специальных грузов. Ещё из государственных структур – Авиационная администрация Казахстана не так давно сертифицировала нас и проводила тщательную проверку. Это говорит о том, что на государственном уровне авиация Казахстана заинтересована в услугах узбекистанского центра. Иначе они бы нас не проверяли, не сертифицировали”.

Кроме казахстанских авиакомпаний узбекистанский тренировочный центр сотрудничает и с академическими центрами: Академией Гражданской Авиации и с карагандинским учебным центром “Балапан”.

Сколько казахстанских пилотов ежегодно проходят подготовку в Узбекистане?

На вопрос сколько казахстанских пилотов ежегодно проходят подготовку в узбекистанском центре Станислав Гурфинкель объяснил, что деятельность центра не оценивается количеством пилотов, а часами их подготовки.

“Если говорить, что ёмкость одного тренажёра 7 тысяч часов, то авиакомпания Air Astana забирает из этого количества 30%. То есть 2100 часов ежегодно. Если говорить о наземных специалистах, то в год порядка 30 курсов обучения мы организовываем исключительно в интересах казахстанских потребителей”, – пояснил директор.

Он также добавил, что после открытия в Астане центра лётной подготовки ожидается соответствующее снижение спроса от Air Astana.

Сами представители авиакомпании на официальный запрос Orda.kz ответили, что часть авиаторов продолжит тренироваться в Узбекистане, несмотря на наличие собственного центра. 

“В связи с расширением маршрутной сети и увеличением флота авиакомпании обучение 10% пилотов авиакомпании продолжится в Учебно-тренировочном центре Uzbekistan Airways”, – говорится в ответе Air Astana.

По словам Гурфинкеля, сейчас узбекистанские специалисты помогают Казахстану адаптироваться в новом учебном центре. 

Имитация пожара, полёта и ЧП: что есть в ташкентском тренировочном центре, чего пока нет у нас?

В узбекистанском центре насчитывается семь тренажёров: три полнофункциональных, два аварийно-спасательных и ещё два процедурных. 

Полнофункциональные тренажёры имитируют полёты на самолётах Airbus 320, Boeing 767 и Ил-114-100.

В Казахстане, к примеру, функционирует только один комплексный тренажёр А320, приобретённый в этом году Air Astana. А тренажёры по аварийной эвакуации из салона и пожарной тренировке в стране появятся лишь в конце 2023 года. 

Между тем, в узбекистанском центре каждый день происходят нештатные ситуации: возгорание на борту самолёта, аварийная посадка или отказ техники. Всё это для того, чтобы экипаж воздушного судна умел правильно действовать в критической обстановке.

Корреспондент Orda.kz побывала в учебно-тренировочный центре в Узбекистане и попала в симулятор самолёта, терпящего бедствие.

“Перед вами тренажёр по отработке навыков аварийного покидания самолёта. Сейчас мы с вами разберём, как правильно эвакуироваться в случае жесткой посадки. Снимите все твёрдые и острые предметы – обувь, часы, украшения. Вытяните вперёд руки, сожмите в кулаки и съезжайте с трапа, незамедлительно освобождая место для следующих пассажиров”, – объясняет казахстанским журналистам Кирилл Викторенко, начальник тренажерного комплекса.

Он пояснил казахстанским журналистам, что при аварийной ситуации бортпроводники спрашивают, есть ли среди пассажиров спасатели, пожарные, работники авиации. Их спускают первыми, чтобы они помогали принимать остальных пассажиров. 

“Представьте, что нужно быстро эвакуировать 200 человек, которые охвачены паникой! Поэтому спасатели перехватывают и перекидывают людей в сторону, чтобы освободить трап для остальных”, – поясняет Викторенко.

Ещё один аварийный тренажёр предназначен для отработки навыков пожаротушения. 

“Самолёт состоит из таких композитных материалов, что может сгореть всего за две минуты. Поэтому важно действовать быстро. Самые воспламеняемые места – это кухня, верхняя багажная полка, туалет, а еще телефон и ноутбук”, – говорит Кирилл Викторенко.

В тренажёре огонь настоящий, тушение происходит в реальных условиях замкнутого пространства. Авиатор должен найти очаг возгорания и ликвидировать источник пожара. 

Собрать и разобрать самолёт

Ещё одним структурным подразделением узбекских авиалиний является комплекс технического обслуживания и ремонта самолётов Uzbekistan Airways Technics. Он работает с 1924 года, вот уже 99 лет. 

“Мы выполняем любые виды работ – замену двигателей и шасси, у нас есть отдельный цех по ремонту композитных материалов, отдельный колесный цех. На сегодня мы освоили ремонт всех типов воздушных судов, которые есть во флотах авиакомпаний Узбекистана. Наш центр признан авиационными администрациями ЕС и Казахстана”, – рассказывает замдиректора компании Марат Латыпов.
Фото: Orda.kz
Caption

Он добавляет, что предприятие обслуживает компании из стран ЕС – Германии, Испании и Швеции, также из России, Турции и Монголии. А с двумя казахстанскими перевозчиками, Scat и Air Astana, сотрудничает стабильно.

“Уже более 10 лет с нашей компанией работает авиакомпания Scat. За это время мы отремонтировали 41 самолёт. Для них мы выполняем разного типа работы: меняем двигатели, шасси, делаем структурные работы. Для воздушных судов Air Astana же мы чаще всего выполняем линейный тип работ, и сотрудничаем с ними более пяти лет”, – поясняет Марат Латыпов.

В Scat же уточнили, что оперативные и периодические формы техобслуживания авиакомпания выполняет самостоятельно. Но также пользуется услугами зарубежных центров. 

“Зарубежное техобслуживание воздушные суда авиакомпании Scat чаще всего проходят странах Европейского Союза, США и Турции. Также мы имеем партнерские отношения с Uzbekistan Airways Technics и при производственной необходимости, связанной с загруженностью своего производства, пользуемся их услугами”, – ответили официальные представители авиакомпании. 

По словам Марата Латыпова, цены за услуги узбекистанской компании и, к примеру, европейской очень отличаются. В Узбекистане ценник на 40% ниже. 

“Поэтому на сегодняшний день у нас больше заказчиков, чем позволяют мощности. В текущем году мы начинаем строительство нового ангара”, – говорит замдиректора. 
Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Ангары предприятия позволяют одновременно ремонтировать три широкофюзеляжных воздушных судна. Во время визита казахстанских журналистов в ангаре ремонтировали самолёт отечественного Scat. 

“Мы тут сейчас проводим самую тяжелую форму техобслуживания – C-check. Самолёт полностью разбирается, расшиваются все панели и блоки. Каждая силовая конструкция внимательно осматривается визуально на наличие трещин и коррозий, также делаются лабораторные исследования методом неразрушающего контроля, включая рентгеноскопию. Проверяется воздушное судно, включая все его узлы и детали. Такая работа занимает от двух до четырёх месяцев”, – пояснил Владислав Межинский ведущий инженер по эксплуатации авиационной техники.

Региональное первенство

Замдиректора компании Uzbekistan Airways Technics утверждает, что их комплекс единственный в центральноазиатском регионе. 

Алматинский авиаремонтный завод № 405 / Фото: almaty.spravka.kz
Алматинский авиаремонтный завод № 405 / Фото: almaty.spravka.kz

Хотя в Алматы функционирует авиаремонтный завод № 405, основанный ещё в 1939 году. В отличие от узбекистанского центра, отечественный базируется на ремонте и освоении вертолётов. На сегодняшний день заказчиками предприятия являются все силовые структуры РК – Министерство обороны, Пограничная служба, Национальная гвардия.

Да и в сравнении с узбекистанским центром техобслуживания казахстанский не является структурным подразделением крупной авиакомпании. 


Это говорит о том, что Uzbekistan Airways смогли создать инфраструктуру для техобслуживания не только собственных самолётов, но и предоставить свои услуги для других стран. Это касается и их тренировочного центра. 

Теперь возвращаясь к вопросу в начале материала о продаже Qazaq Air для её дальнейшей трансформации в ведущего авиаперевозчика Центральной Азии, можно заметить, что у ФНБ “Самрук-Казына” уже есть с кем конкурировать за региональное первенство. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости