Расходы до 50 триллионов тенге: эксперты рассказали о нерастущих доходах госбюджета

cover Фото: Orda.kz

Казахстану предстоит усовершенствовать политику государственных финансов. В парламент уже поступил новый Бюджетный кодекс. Вслед планируется рассмотреть и усовершенствовать налоговое законодательство. Об изъянах в финансовой системе говорят факторы дефицита бюджета  и несоответствие доходов страны её расходам, что грозит определёнными рисками. В каком направлении двигаться стране, выясняли  депутаты, государственные органы и эксперты. Корреспондент Orda.kz выслушала мнения специалистов.

Куда деваются бюджетные деньги?

Расходы казны в Казахстане не соответствуют доходам. Страна хочет  больше средств, чем того может позволить бюджет. Из-за чего появились расхождения, объяснили представители Всемирного банка в Казахстане. На это, по их словам, повлияли внешние и внутренние факторы.

Фото: Orda.kz

 

«Страна испытывает большую внешнюю волатильность, связанную с повышением мировых процентных ставок, колебаниями цен на нефть, сбоями в цепочках поставок и более высокими ценами на продовольственные товары. При этом за последние 20 лет ненефтяные доходы в Казахстане оставались неизменными», – говорит старший экономист Всемирного банка Самсу Рахарджа.

Проще говоря, доходы Казахстана остались на прежнем уровне в отличие от растущих потребностей, и в первую очередь, на социальные нужды населения. Помимо этого огромные деньги ушли на спасение банков и расходы компаний квазигоссектора. Эффективность последнего эксперты назвали сомнительной, поскольку в этой сфере нет должного контроля над расходованием средств, а результативность его невелика и порой даже убыточна. В министерстве национальной экономики признают этот факт. Сегодня рассматривается механизм мониторинга за расходами в этой сфере, которые составляют существенную долю бюджета –  2% от ВВП. 

«Самым крупным плательщиком дивидендов является «Самрук-Казына». Наша задача повысить эффективность  компании квазигоссектора, чтобы они выплачивали дивиденды и были подотчетны. Их нужно передавать в частную сферу. Но, с другой стороны, есть стратегические предприятия, которые не могут быть переданы в конкурентную среду, например, «Казахстан темир жолы». Есть компании, которые несут чисто социальную функцию без заработка. Однако сегодня мы рассматриваем консолидированный бюджет всего квазигоссектора и прозрачность расходования средств. При защите бюджета представители квазигоссектора тоже будут отчитываться, как и чиновники», – сообщил министр национальной экономики Алибек Куантыров.
Фото: Orda.kz

Также предлагается усилить меры эффективности и надзора в деятельности  республиканских внебюджетных фондов, таких как ЕНПФ, ФСМС и Нацфонд.

«Эффективность этих фондов должна быть под надзором общественности. Включая Национальный фонд, поскольку у него несколько функций, одна из которых сберегательная. Сейчас появилась новая программа – «Национальный фонд детям», которая включена в Бюджетный кодекс. Она привлечет внимание общественности к профильному фонду. У людей появятся вопросы о качестве управления активами Нацфонда, и его эффективность будет повышаться», – считает Куантыров.

Три региона в роли дойной коровы

По словам министра, спрос на государственные деньги сегодня в разы превышает возможности казны. Если бюджет рассчитан на 22 триллиона тенге, то заявка по расходам подаётся на 50 триллионов.

«За последний только год на 50% выросла заявка по бюджетной программе ДКБ и ОКБ. 266 млрд потратили за полгода. Но бизнесу помогать нужно, от этого зависит рост ВВП. Нужно также оставить помощь уязвимым слоям населения. Низкорентабельное сельское хозяйство тоже важно финансировать, поскольку это вопрос продовольственной безопасности. Конечно, следует поднимать вопрос качества администрирования акиматов. Южный регион у нас на две трети зависит от трансфертов. Почти на 90% зависимы от бюджета Туркестанская, Жамбылская и Улытауская области», – говорит министр.

Депутаты предлагают пересмотреть и повысить продуктивность расходов, параллельно совершенствуя бюджетную дисциплину.

«Нужно, чтобы эти расходы были стимулирующими для граждан, шли на развитие. И, конечно, много вопросов по бюджетной дисциплине государственных органов, которые не исполняют бюджет, затягивают проекты. Дисциплина – это те бюджетные правила, которые мы устанавливаем, но до конца исполнить не можем. Нужно поставить для себя такие общие рамки, чтобы не было необходимости их нарушать», – считает депутат Мажилиса Парламента Татьяна Савельева.

В отличие от расходов, доходы в бюджет уже давно не растут. Из 20 областей всего три региона-донора (Астана, Алматы и Атырауская область).

Фото: Orda.kz

 

Способы увеличить поступления в бюджет

Чтобы изменить ситуацию, эксперты Всемирного банка предлагают Казахстану рассмотреть вопрос о более прогрессивной политике государственных доходов. Но внедрить её предлагают постепенно.

«Это предполагает сокращение налоговых льгот, оптимизацию различных налоговых режимов и постепенное внедрение схемы прогрессивного подоходного налога, что улучшит сбор доходов и ориентирует налогово-бюджетную политику на поддержку малоимущих слоев населения», – порекомендовал экономист Всемирного банка Самсу Рахарджа.

По словам чиновников, диверсифицировать экономику надо было давно, чтобы деньги из несырьевых секторов активнее поступали в бюджет.

«Один из вариантов пополнения казны – повышение ставки по НДС. Сейчас мы это активно обсуждаем. Так, мы ежегодно будем привлекать не менее двух триллионов тенге для покрытия наших расходов. Предполагается, что это окажет одноразовое влияние на инфляцию в течение года. Потом уже экономика приспособится», – говорит министр национальной экономики Алибек Куантыров.
Фото: Orda.kz

По словам экспертов, для увеличения налоговых поступлений важно стимулировать производительность труда и поддерживать высокорентабельные предприятия.  

«Мы сегодня стимулируем зачастую неустойчивые предприятия. И когда они слезают с этой иглы, им сложно адаптироваться в рыночной экономике и они становятся неконкурентоспособными. Нужно пересмотреть эти программы развития, которые направлены на рост количества предприятий бизнеса, ведь с ростом производительности труда мы сможем поднять доходы предприятий. Их платят с прибыли и дохода в виде заработной платы», – обращает внимание эксперт по экономике Галим Хусаинов.

Дерево, которое не даёт плоды

Между тем финансовые эксперты предлагают вместо повышения НДС сделать ревизию налоговых льгот. По разным оценкам, эффект от этого может составить до 6 триллионов тенге. Оставить налоговые преференции рекомендуют для тех компаний, которые ориентированы не на экспорт сырья, а на вывоз высокотехнологичного готового продукта.

«По отчёту Нацфонда, за первую половину этого года недропользователи перечислили в бюджет 2,8 триллиона тенге. Это меньше, чем 10%, если учесть сумму прибыли от добычи нефти. Чтобы всё это проверить, я открыл сайт компании «Актобемунайгаз» – раздел «Отчётность за 2022 год». Выручка у них – 582 млрд тенге, а за КПН (налог на прибыль) перечислено всего 2 млрд 400 млн тенге. Получается, что нефтяники у нас платят меньше, чем ИП. Даже в Индонезии деньги от нефти на 100% остаются в стране, а в Катаре нефтяники дают 40%. Если бы наши нефтяники платили хотя бы 20%, то НДС можно был бы смело отменить», – заявил эксперт по экономике Марат Абдурахманов.

Согласно обзору Всемирного банка, в Казахстане есть бюджетные резервы, сформированные за счёт нефтяных доходов. Однако фискальная система остро нуждается в совершенствовании. По отчёту Минфина, в первом полугодии 2023 года зафиксирован дефицит бюджета на 2 трлн тенге. По данным экономистов, в случае масштабного ЧП или нужды Казахстан может столкнуться с проблемой нехватки денег. Поэтому необходимо увеличить налоговые поступления в бюджет, что отразится на росте зарплат и уровне жизни населения в целом.

Читайте также:

Лента новостей

все новости