Путь в обход России для казахстанской нефти — несбыточная мечта?

cover Фото: Pixabay.com

В конце ноября стало известно, что Казахстан планирует более чем в 13 раз увеличить экспорт нефти по трубопроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан» (БТД). Это альтернатива поставкам через территорию России, но с ней могут возникнуть сложности, сообщает Orda.kz.

Объём поставок по БТД собираются нарастить с полутора миллионов тонн в год до 20 млн тонн. Главная цель — снизить зависимость от России, через которую сегодня проходит 80 % казахстанской нефти.
Проблема в том, что азербайджанская госкорпорация SOCAR, которая контролирует крупную долю БТД, не подтвердила, что готова принимать такие объёмы нефти из Казахстана.

Более того, руководство SOCAR заявило, что не хочет переправлять казахстанскую нефть по своим трубопроводам, чтобы не снижать качество собственного бренда Azeri Light. Причина в том, что сырьё из РК содержит больше серы, а это напрямую влияет на его стоимость.

«Сейчас мы можем принимать по БТД не более 2,2 млн тонн из Казахстана, чтобы не снижать качество. Покупатели ценят низкое содержание серы в Azeri Light, поставляемой по БТД», — сказал Эльшад Насиров, вице-президент SOCAR (цитата по Pipeline & Gas Journal).

У Азербайджана нет веских причин портить качество своей нефти только ради дружбы с Казахстаном. Эксперт нефтяной отрасли Нурлан Жумагулов, директор общественного фонда Energy Monitor, указывает: азербайджанская нефть сейчас стоит дороже Brent на два-три доллара за баррель, тогда как казахстанская — дешевле Brent на один-два доллара. Таким образом, ценовой разрыв может доходить до пяти долларов за баррель.

Ещё одна причина, по которой планы Минэнерго могут пойти прахом, — стоимость транспортировки нефти. А она может вырасти втрое, если Казахстан правда попробует использовать путь в обход России.

«Логистика по БТД обходится в среднем в 120 долларов за тонну атырауской нефти против 38 долларов у КТК. В любом случае, азербайджанская сторона потребует долгосрочный контракт (не менее 10 лет) на условиях Ship or Pay (отгружай или плати) при заполнении трубы на прогнозные 20 млн тонн в год. А кто же захочет так рисковать?» 
задаётся вопросом Нурлан Жумагулов.

Пока что объём поставок нефти из Казахстана по трубопроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан» — достаточно скромный. Как сообщал «КазТрансОйл», с января по ноябрь 2024-го по этому маршруту отгрузили миллион и 342 тыс. тонн. Это меньше, чем Казахстан поставляет в Германию по системе нефтепроводов «Транснефти» и в российскую Махачкалу по Каспию.

Мнение иностранного предпринимателя о том, почему в нефтяной отрасли Казахстана такие проблемы с коррупцией, читайте здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости