Просрочка по кредиту: как договориться с банком и что для этого сделать

cover Фото freepik.com

Какие варианты есть у граждан Казахстана, которые по каким-то причинам не смогли заплатить ежемесячные платежи по кредиту? Корреспондент Orda.kz послушал представителя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.

Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александр Терентьев рассказал, что делать, если возникла просрочка по кредиту, и когда обращаться к кредитору:

«После получения от кредитора уведомления о возникшей просрочке заёмщику необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовую организацию, в которой он обслуживается для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре»

В заявлении нужно указать:

  • причину неисполнения обязательств и предоставить документы, подтверждающие проблемы;
  • предложить свои варианты по исполнению финансовых обязательств. 

Гражданин имеет право: 

  • уменьшить ставку вознаграждения кредитора; 
  • получить отсрочку по основному долгу и/или вознаграждению; 
  • изменить метод погашения задолженности или очередности погашения задолженности; 
  • изменить срок займа; 
  • попросить простить просроченный основной долг и/или вознаграждение, отменить неустойку, комиссии и иные платежи, связанные с обслуживанием банковского займа; 
  • самостоятельно продать залоговое имущество, если это ипотека; 
  • предоставить отступные взамен исполнения обязательства по договору займа путём передачи банку залогового имущества; 
  • продать ипотечное имущество, передав обязательства по договору займа покупателю.

А вот банки обязаны принять заявление, зарегистрировать и рассмотреть в течение 15 дней. Дальше всё зависит от финансовой организации: согласиться, предложить свои варианты или отказать. 

Когда ещё заёмщик может обратиться к кредитору с заявлением о внесении изменений в договор: 

  • в случае регистрации заёмщика в качестве безработного в органах занятости;
  • если заёмщик относится к социально уязвимым слоям населения либо получателям адресной социальной помощи;
  • в случае временной нетрудоспособности из-за болезни;
  • во время выхода в отпуск по уходу за ребенком;
  • из-за призыва на срочную воинскую службу;
  • из-за болезни, смерти близкого родственника/супруга (супруги), повлекших дополнительные расходы;
  • в случае материального ущерба (кража, пожар, затопление);
  • иные случаи, в том числе предусмотренные внутренними документами банка.

Эксперт напомнил, что именно заёмщик должен предоставить кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, документально подтвердив факт снижения доходов или их отсутствия. 

«В случае, если заёмщику не удалось достичь согласия с банком или МФО, он вправе обратиться в АРРФР. Обязательно надо предоставить подтверждение своего обращения в банк и отсутствие взаимоприемлемого решения. Агентство в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения предоставит оценку действий банку»,  объяснил Терентьев.

Эксперт отметил, что чем раньше заёмщик примет меры по урегулированию просроченной задолженности, тем скорее найдут приемлемый для обеих сторон вариант погашения кредита.

Читайте также:

Лента новостей

все новости