Прорыв в науке: учёная из Казахстана ищет путь к лечению болезни Паркинсона

cover Айжан Ахмади, докторант Школы естественных, социальных и гуманитарных наук NU

В лабораториях Nazarbayev University не просто развивают науку, а совершают важнейшие открытия. В вузе дают возможность студентам и преподавателям совмещать учебный процесс с исследованиями. О том, как меняется репутация Казахстана в международном научном сообществе, рассказывает докторант Школы естественных, социальных и гуманитарных наук NU Айжан Ахмади.  

Расскажите о вашей работе в Nazarbayev University? 

 – Я недавно закончила докторантуру, защитилась, получила степень PhD. До этого я пять лет работала в университете. Во время учёбы я изучала функции одного мутированного белка – DJ-1, найденного у пациентов, страдающих болезнями Паркинсона и Альцгеймера. Ещё 20 лет назад европейские учёные обнаружили, что у некоторых пациентов с подобными заболеваниями белок DJ-1 был мутирован. Хотя десятки лабораторий изучают это, до сих пор непонятно влияние белка на эту болезнь. Во время изучения мы наткнулись на большое исследование европейских учёных. У них была своя гипотеза по поводу белка. Мы начали «копать» в эту сторону. Мы смогли доказать, что у этого белка есть новая функция. Понимание роли белка DJ-1 в защите биомолекул не только приведёт к созданию новых методов лечения болезни Паркинсона в будущем, но и поможет объяснить процесс старения клеток.

Это крайне важно для разработки лекарственной терапии, так как фармакологи, не зная функций белка, не могут применить лекарство. Мы впервые доказали новую функцию DJ-1. Это, надеюсь, фундаментальное открытие для мировой и казахстанской науки.

Затем мы отправили наши данные в ведущий научный журнал Nature Communications, ждали публикации восемь месяцев, поскольку шла тщательная проверка исследований. Это был очень сложный путь. Мы смогли первыми опубликоваться за всю независимость Казахстана в таком крутом издательстве, как Nature Communications. Публикация в этом журнале – это большое достижение и довольно сложный процесс. 

В чём особенности изучения биологии в Казахстане?

– Фундаментальная биология – это очень энергозатратно, длительно по времени, результат совершенно не гарантирован. Мы потратили грант, использовали оборудование стоимостью в миллионы долларов. Однако, если удаётся сделать открытие, то это неоценимый вклад в развитие науки, в развитие практической медицины. Теперь во всем мире будут ссылаться на нашу статью и говорить: казахи сделали такое открытие. Кроме того, исследования, описанные в нашей статье, были проведены без привлечения иностранных лабораторий. Понимаете, многие в принципе не верят, что в Казахстане может быть какая-то наука, тем более биохимия. 

Кроме меня, в исследовании участвовали мой руководитель Дархан Утепбергенов и студенты-бакалавры. Привлекать наших студентов к научной работе – один из важнейших задач самого университета. И отдельно хочу отметить, что мой руководитель – казахстанец, когда-то закончил Новосибирский государственный университет, оттуда уехал в Германию, потом в США, проработал за границей около 20 лет, вернулся уже профессором. Он сказал, что это лучшая его работа, и он до сих пор не верит в то, что она была сделана в Казахстане. Хочу также сказать, что вклад Дархана Утепбергенова в исследования и преподавательскую деятельность Nazarbayev University огромен.


Как вы пришли в науку? Как вы считаете, как повысить престиж профессии учёного в нашей стране?

– Прежде всего, нужно создавать условия по зарплатным категориям. Необходимо также упрощать менеджмент, сокращать бюрократические процедуры. Конечно, чаще писать о науке в СМИ. Хотелось бы развития научно-популярных изданий, которых практически нет, и в пандемию мы воочию увидели, насколько людям не хватает научных знаний. 

Что касается меня, то мне всегда хочется знать причину явлений. Каждый мой шаг этим обусловлен: когда я добавляю раствор, мне интересно увидеть, а что там происходит? По такому же принципу я отбираю студентов: чтобы человек не просто механически совершал какие-то действия, а обдумывал их. Я из обыкновенной семьи, мама – учительница, и она мне всегда говорила, что девушка должна учиться. Потому что мужчина в случае чего может и грузчиком поработать, а девушке понадобятся знания. 

Самое же главное – ожидание отдачи от работы. Очень надеюсь, что результаты наших исследований белка будут внедрены в практику лет через 10–20, будет изобретено лекарство, которое облегчит жизнь больных. Мы вложили в это маленький, но важный кирпичик. Для дальнейшей работы у нас масса идей, в Nazarbayev University есть все необходимое оборудование для их воплощения. Очень важно не сокращать финансирование именно фундаментальной науки, и тогда в будущем мы можем рассчитывать на новые открытия.  

Партнёрский материал. 

Читайте также:

«Мне со смогом ОК»: почему алматинцев не беспокоит грязный воздух, несмотря на смертельные заболевания

Лента новостей

все новости