Проект «Нет дорог — нет налогов»: как строят республиканские трассы в Казахстане

cover Фото: \"Казавтожол\"

Orda.kz продолжает проект «Нет дорог — нет налогов». На этот раз мы расскажем вам, как строят, ремонтируют и содержат дороги республиканского значения, в том числе платные. Куда обращаться, если вы наткнулись на дефект на дорожном полотне, и кому жаловаться, если дорога ушла под воду. Помогал нам в этом разобраться Кайратбек Нуршаев — главный менеджер, начальник управления международных проектов АО «НК "Казавтожол"».

Кто отвечает за республиканские трассы?

Трассами республиканского значения в Казахстане занимается национальная компания «Казавтожол» — оператор по управлению автомобильными дорогами республиканского значения. 

«У нас трассы республиканского значения, то есть трассы, автобаны и магистрали. То, что находится внутри города, — не наша зона ответственности», сказал Кайратбек Нуршаев.

Для строительства, ремонта и содержания дорог нацкомпания нанимает подрядчиков. А значит, и все жалобы, которые появляются у пользователей таких дорог, нужно направлять в «Казавтожол».

«Вы 24/7 можете звонить в наш кол-центр 1403, где у нас днём и ночью работают операторы. Любой вопрос, который касается нашей ответственности, мы рассмотрим, примем любые предложения и критику. Или, как вы упомянули, если автовладелец наткнулся на ямы. На любые вопросы, связанные с дорогами, мы готовы ответить»,заверил он.

В основном люди обращаются зимой — узнать, где перекрыты трассы из-за непогоды. Также автолюбителей интересует информация о платных дорогах — за какой отрезок они заплатили.

На что уходят деньги за платную дорогу?

Всего в Казахстане 16 платных трасс — это три тысячи километров. Деньги, которые автовладельцы отдают за платную дорогу, уходят на её содержание. А это, по словам Кайратбека Нуршаева, огромный труд. 

«Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. У нас есть организация, которая убирает мусор, рабочие ходят вдоль дороги, собирают его. А зачем пользователи дороги мусорят? Задайте этот вопрос читателям. И, конечно, бесплатно этот мусор убирать никто не будет», сказал Кайратбек Нуршаев.

Работают в таких подрядных организациях зачастую люди, живущие в близлежащих районах.

«Куда бы я ни ехал, я заплачу 1000, 2000 тенге за платную дорогу, потому что я знаю, насколько это тяжёлый труд. Это и рабочие, которые собирают мусор вдоль трассы, и кассиры, которые где-то до сих пор принимают плату за дорогу, водители комбинированной дорожной машины, которые чистят дороги, операторы, которые отвечают на звонки, рабочие, которые выявляют дефекты на трассе. В этом процессе задействовано очень много людей», сказал Кайратбек Нуршаев.

Кто следит за дорогой и устраняет дефекты?

После того как подрядчик построил дорогу, она от двух до шести лет находится на гарантии. Всё это время исполнитель заказа её обслуживает. 

«Приведу пример: после того, как построили новый дом, вы замечали, что он даёт осадку, и появляются трещины на стенах? То же самое происходит и с дорогой. Но это, конечно, не трещины, а могут быть какие-то мелкие дефекты — к примеру, вода попала. Подрядчик за свой счёт устраняет дефекты, которые проявляются со временем, и их замечают пользователи, или мы, или технадзор. Всё это предусматривает договор», добавил он.

Когда гарантия истекает, за дорогой следят либо «Казавтожол», либо проверяющие органы, которые определяют износ трассы. По состоянию трассы делают заключение, иногда через какое-то время может потребоваться ремонт.

«После заключения мы делаем либо средний ремонт, либо ямочный, либо капитальный. Но такое редко происходит, потому что дороги у нас очень хорошего качества и в капитальном ремонте не нуждаются», заявил Кайратбек Нуршаев.

Кто принимает дорогу?

Спикер уверяет, что дороги республиканского значения сейчас строятся по новым технологиям. 

«Можно начать с того, что у нас поточный способ дорожного строительства. То есть мы одну часть делаем — сдаём, потом берёмся за вторую. Также мы, помимо обычных слоёв “дорожной одежды” — щебня и битума, — используем добавки, присадки. Во всём мире дорожное строительство состоит из щебня и битума, совершенствуются только какие-то добавки. Мы от мира не отстаём», сказал Кайратбек Нуршаев.

При этом подрядчиков контролируют на каждом этапе работы. Вплоть до доставки материала на участок. Контролируют строительство несколько организаций, в том числе ГАСК при акиматах. Также есть Национальный центр качества дорожных активов, Служба качества подрядчика. Не считая независимые авторский, технический надзоры.

«У нас пятиступенчатая система контроля, проверяющие не имеют никакой связи и аффилированности между собой. Чтобы было понятно обывателям: перед тем, как материал привозят на участок, контроль проходит каждая фракция камня. Также мы проводим контроль качества битума, перед тем как делать асфальтобетонную смесь. Прежде чем асфальт “пойдёт” на дорогу, его проверяют на плотность и качество. Приёмку уже готовой трассы проводим не мы, есть независимые компании, мы их нанимаем. Также приезжают смотреть специалисты ГАСК и Национального центра качества дорожных активов. То есть тут без шансов (допустить какие-то нарушения — прим. авт.)», считает он.

По его словам, при строительстве также учитываются климатические условия регионов. В Казахстане резко континентальный климат, который тоже отражается в проектах.

«Учитывается абсолютно всё, вплоть до температуры и интенсивности движения. И также учитываются климатические зоны. В регионах с экстремальными температурами — от палящего зноя до мороза — при выборе щебня учитывается термоустойчивость. Также, допустим, есть дорога на западе, там ландшафт интересный сам по себе, вы едете 10 километров — грунт лежит, через 10 километров — песок. И, соответственно, у нас конструктив дорожной одежды подбирается под грунт», отметил Кайратбек Нуршаев.

Куда жаловаться, если дорогу смыло?

Вопрос паводков в этом году как никогда актуален. Многие дороги в пострадавших от паводков регионах просто смыло водой. 

«Да, дороги — это наша зона ответственности. Мы ежегодно готовимся к паводковому сезону. Мы всегда чистим трубы, скотопрогонные мосты, то, что предусмотрено проектом. Мы их очищаем перед весной. Мы предотвращаем все эти моменты, которые связаны с паводками, с подъёмом воды и так далее», рассказал Кайратбек Нуршаев.

Но то, что случилось сейчас, он назвал форс-мажором, к которому никто не был готов.

«Никто не знал, что так произойдёт. Вы можете обращаться и в МЧС, и также к нашим операторам по номеру 1403. Наша задача — оперативно закрывать такие дороги, потому что ездить по ним небезопасно», отметил Кайратбек Нуршаев.

Дороги республиканского значения в Казахстане строятся за счёт кредитов и займов. Но погашаются они из госбюджета, а значит, из наших налогов. Поэтому так же, как и в случае с городскими, пользователи республиканских дорог вправе требовать качества.

Читайте также:

Лента новостей

все новости