Про автопарк, окупаемость и сотрудников в отпуске: что происходит в кулуарах «Казахфильма»

cover коллаж Orda.kz

Единственная киностудия Казахстана если и появляется в новостях, то далеко не с творческими достижениями. В декабре писали о хищениях денег, январь начался с информации о частном таксопарке на территории. Orda.kz задала вопросы, которые будоражат киношников, и не только директору «Казахфильма» Азамату Сатыбалды, который параллельно устроил журналистам небольшую экскурсию.

Актёр и однофамилец племянника экс-президента Азамат Сатыбалды у руля «Казахфильма» пять месяцев. До этого он строил карьеру в театре, снимался в кино, в том числе в роли Касым-Жомарта Токаева. Сатыбалды руководил драмтеатрами и академией искусств им. Жургенова. В июне 2023 его назначил директором главной киностудии страны бывший министр культуры Асхат Оралов. Чтобы сразу закрыть вопрос по якобы незаконной парковке, корреспондент Orda.kz отправился с директором к новеньким китайским авто.

Скандальный автопаркинг

Азамат Сатыбалды вёл к парковке без какого-либо стеснения. Пояснил, что по закону имеет право сдавать в аренду площади и помещения. Тем более что машины, о которых так много говорили, находятся на территории автогаража киностудии. 

«Моя задача сейчас выжить. Мы сделали объявление на Krisha.kz, что у нас есть помещение. Мы несколько помещений можем сдать. Так было и до меня. По закону мы имеем право сдавать в аренду. Я же не сдаю съёмочный павильон. Тем более наш автогараж пустует. Лучше я буду сдавать его в аренду и 10 сотрудников наших спасу», — объясняет директор.
Азамат Сатыбалды и скандальный автопарк
Азамат Сатыбалды и скандальный автопарк

На вопрос, сколько нужно средств для содержания «Казахфильма», Сатыбалды ответил, что «чем больше, тем лучше», но без конкретных сумм. Спросили и о том, почему директор киностудии рекламировал авто в собcтвенном Instagram. 

«А что, я не имею право? Просто некоторым людям надо было сакцентировать на этом внимание. Ещё до прихода на должность сдружился с этой компанией. И я дружу по сей день, помогаю им. Человек, если грамотный, то он не увидит в этом ничего такого». 

Сам гараж выглядит довольно печально, и Сатыбалды рассказывает, что львиная доля автопарка была ликвидирована ещё до его прихода. Это настоящий заповедник советского быта в мельчайших деталях.

Планы по развитию киностудии

Сатыбалды хочет перезагрузить «Казахфильм», как пытались и его предшественники — к слову, безуспешно. Последний глава киностудии — Акан Сатаев (режиссёр фильмов «Рэкетир» и «Томирис»), с которым и связано досудебное расследование о хищении и 400 млн тенге. 

Нынешний директор киностудии рассказал Orda.kz, что поступки и решения предшественников обсуждать не собирается. Он на посту пять месяцев, в течение которых вместе с Министерством культуры проводит аудит и готовит стратегический план развития «Казахфильма» на пять лет. Документ должен увидеть свет в конце января, но сообщать его детали до этого срока Сатыбалды отказался. 

«Самая главная проблема "Казахфильма" в том, что студия не получает прямое финансирование государства. Мы все свои финансы получаем для запуска картин, для анимации через ГЦПНК (созданный в 2019 году Государственный центр поддержки национального кино — прим. авт.). Мы сейчас хотим внести изменения в закон, чтобы получать прямое финансирование. Потому что "Казахфильм" должен заниматься научно-исследовательской деятельностью. Мы должны стать "ледоколом" киноиндустрии Казахстана. Мы должны знать, какая тема будет актуальна. На какой жанр пойдут зрители». 

Когда-то на студии был научный отдел, исследовательский, редакторский отделы, но их упразднили из-за отсутствия финансирования. При этом нынешний директор хочет снимать на «Казахфильме» кино, как он выразился, «народное». Азамат Сатыбалды полагает, что авторские фильмы надо делать на частные средства. 

Интервью о будущем кино на «Казахфильме»

При общем развитии киноиндустрии сейчас именно «Казахфильм» выглядит наиболее слабым звеном. Соотношение затраченных средств на такие проекты, как «Казахское ханство», «Томирис», и кассовых сборов выглядит пугающе. Фактически государственная студия тратит миллионы долларов на фильмы, которые не способны окупиться даже теоретически. Как вы думаете, насколько «Казахфильм» нуждается в подобных проектах?

— Деньги, которые потрачены на фильм, нужно возвращать. Но из-за этого сокращать такие большие имиджевые фильмы, думаю, не надо. Потому что не только казахстанский зритель есть. Проводятся дни казахского кино за рубежом. «Казахское ханство», «Томирис» мы показываем. И через эти фильмы и масштабы все будут оценивать казахское кино, а не по фестивальным картинам. 

При этом призы на кинофестивалях получают фильмы, снятые на частные средства. Такие кинокартины, как «Бакыт», «Скоро кончится лето».

— Мы хотим снимать жанры, которые нашими коммерческими студиями не охватываются. Драмы, мелодрамы, исторические фильмы. Я знаю, что все деньги, вложенные в кино, должны вернуться, но есть фильмы, которые должны быть.

Азамат Сатыбалды в своём кабинете, фото Максим Скопин
Азамат Сатыбалды в своём кабинете, фото Максима Скопина

«Казахфильм» собирается снимать фильмы на остросоциальные темы — домашнее насилие, наркомания, бедность?

— Мы планируем четыре фильма снять. Это «Мама», детская картина, также фильм про кризис среднего возраста — это драма. Потому что драм мало, их частные студии не охватывают. Также в планах картина про историю из Тараза, когда террорист бросил гранату в сторону детской площадки, а мужчина собой прикрыл детей. Причём ряд картин мы будем снимать вне бюджета. Искать частных спонсоров. 

Как вы фильмы отбираете? 

— По закону. Мы имеем полное право сами отбирать фильм. В прошлом году мы собирали экспертов, они читали сценарии.

Кто входит в экспертный совет?

— До меня это был Ерболат Шекеров. Это тоже проблема, потому что в итоге отвечать мне, поэтому я не всегда доверяю экспертам. В этом году мы будем сами всё смотреть. Потому что получать удары будем мы. Мы сами должны убедиться в актуальности сценария, и какая вероятность заработать деньги. Для этого у нас есть целый производственный отдел. 

Фестивали и продвижение казахстанского кино 

Много претензий от киношников в адрес киностудии звучит за слабое продвижение казахстанского кино за рубежом. Азамат Сатыбалды подчёркивает, что представлять национальные фильмы за границей может любая частная студия и каждый режиссёр в отдельности. Право на постройку павильона в Каннах есть только у фонда «Шабыт». 

статуэтки в кабинете директора "Казахфильма", фото Максим Скопин
Статуэтки в кабинете директора, фото Максима Скопина

В приоритете сейчас проведение кинофестивалей в Казахстане. Директор «Казахфильма» пояснил: из-за слабого прошлогоднего фестиваля «Евразия» право на его проведение могут передать Узбекистану: 

«"Звёзды Шакена" планируем осенью, а "Евразию" — летом. Если мы не будем успевать, мы откажется. Либо перенесём фестиваль. Если деньги выделят, то мы перенесём "Евразию" на осень. Если деньги в марте, к примеру, выделят, и времени на подготовку не будет хватать». 

С продвижением картин, снятых на «Казахфильме», дела тоже обстоят непросто. Отдела маркетинга на киностудии нет. 

«Сейчас это главная проблема. Это не моя вина. Когда закон прописывали, пропустили два пункта. В частности, о том, что производство не имеет права выделять деньги на маркетинг и пиар. В итоге мы снимаем кино, а продвинуть его не можем, потому что это незаконно. Сейчас мы хотим внести изменения в закон. Возможно, до конца года получится».  

Пресс-службы у главной киностудии страны тоже пока нет из-за недостатка денег, рассказывает директор. Не просто так в январе была отправлена в отпуск треть сотрудников. Из-за традиционно низкой загрузки в начале года павильоны не арендуют. 

Состояние «Казахфильма», и почему так дорого 

Территория киностудии производит впечатление «бедно, но чистенько». Уставший ремонт даже в директорском корпусе, но в планах — полное обновление. В кабинете Азамата Сатыбалды лежат эскизы. 

эскизы обновленного "Казахфильма", фото Максим Скопин
Эскизы обновлённого «Казахфильма», фото Максима Скопина

В съёмочных павильонах пусто. Их сотрудники как раз и отправлены в отпуск без содержания. Кстати, одна из претензий к киностудии — резкое повышение стоимости аренды. 

«Есть разные студии в Алматы, и за городом павильоны. Мы придерживаемся рыночных цен. У нас лучшие павильоны, и по стоимости они самые высокие. Январь всегда пустой, а так у нас всё на год занято. И телепередачи снимают — 750 тысяч тенге в день. Можно на полдня или на целый день. Мы как коммерческая организация должны зарабатывать», — сказал директор «Казахфильма».

Самое опрятное здание студии тоже частично в аренде — у университета AlmaU. В нём располагается киношкола вуза, и сейчас у студентов появилась возможность получить финансирование на съёмку дипломных работ. Раньше они могли практиковаться только за собственные деньги. 

здание на территории киностудии "Казахфильм", фото Максим Скопин
Здание на территории киностудии «Казахфильм», фото Максима Скопина

Ещё несколько построек — тоже в печальном состоянии. Но Азамат Сатыбалды говорит, что они тоже ждут своих арендаторов. Скоро в госсобственность планируют вернуть территорию с декорациями под открытым небом, где сейчас работает парк развлечений. Ранее её купила компания, связанная с экс-министром культуры Арыстанбеком Мухамедиулы.

«Казахфильм» — акционерное общество, 100 % акций которого принадлежит Министерству культуры. Оживёт он или нет, зависит, как и всегда, от порядочности и профессионализма нового директора и его команды и, как стало понятно из интервью, от бюджетных вливаний, окончательное решение по которым пока не принято.

внутри главного съёмочного павильона киностудии "Казахфильм", фото Максим Скопин
Внутри главного съёмочного павильона киностудии «Казахфильм», фото Максима Скопина

При этом казахстанская киноиндустрия переживает подъём, но на частные средства.

Если в 2022 году в стране сняли более 50 кинокартин, то в 2023-м — уже 78. Большинство из них — лёгкий жанр, комедии, а недавно более миллиарда тенге за неделю проката собрал отечественный хоррор «Дәстүр».

Директор же рассказал, что изредка играет в театральных постановках — для души. Зарплаты у работников студии должны вырасти, поскольку теперь «Казахфильм» получил статус «национальный»

Читайте также:

Лента новостей

все новости