Приютил архарёнка-сироту – получи проблемы с законом: нужны ли в Казахстане реабилитационные зооцентры?

cover Фото с сайта 4s-info.ru

Милосердные граждане, встречая на природе израненных животных, забирают их домой, чтобы подлечить, а потом выпустить обратно. Однако такое благородство чревато большими неприятностями. Как можно помочь зверям, попавшим в беду, без негативных последствий, разбирался корреспондент Orda.kz 

Природа, животный мир Казахстана находятся в сложной ситуации. Популяции млекопитающих, рептилий, птиц сокращаются из-за распашки новых земель и нерационального выпаса скота, урбанизации, строительства новых индустриальных объектов, автомобильных дорог и трубопроводов, загрязнения водоёмов и почв опасными химикатами, а также браконьерства. 

Однако находятся такие люди, которые стремятся помогать животным, попавшим в беду. Иногда они даже подбирают раненных, истощённых, больных животных или их детёнышей. Но сами того не ведая, они невольно нарушают закон, забирая зверей из естественной среды обитания. 

Цена доброты

Несколько лет назад директор базы отдыха на побережье Бухтарминского водохранилища в Восточно-Казахстанской области Михаил Сохин спас журавля. По словам сотрудников базы, сильно ослабевшего птенца им подбросили. Они его выходили и несколько раз пытались вернуть в среду обитания, но он всякий раз возвращался. Журавль оказался краснокнижным. Об этом случае узнали полицейские, которые приехали на базу и изъяли всех находившихся там птиц и черепах, а на самого владельца завели уголовное дело. 

Хищная птица породы курганник, оказавшаяся в реабилитационном центре "Сказка живой природы"

И такой случай не единственный. На эту проблему обратила внимание председатель общественного объединения «Горный клуб «Жабаглы Манас» Елена Ефимова. Она рассказала, что ей известны и другие случаи, когда люди на свой страх и риск подбирали таких вот пострадавших животных или птиц, чтобы их вылечить, а затем отпустить на свободу, но потом у них из-за этого начались неприятности.  

Например, в Каратауском заповеднике один из егерей приютил двух детёнышей архара, чью мать убили браконьеры. Мужчина выходил животных. Но вскоре к нему приехали инспекторы природоохраны, забрали архаров, а на него самого уголовное дело. Другой егерь в Жамбылской области нашёл на своём участке дикобразов. Их мать тоже застрелили. Он взял их домой и поселил в будке во дворе. Но мужчина об этой истории не стал особо распространяться, чтобы избежать наказания. Как стало известно корреспонденту Orda.kz, животные до сих пор находятся под покровительством егеря.  

Детёныш дикобраза. Фото Андрея Шляхова

Тогда возникает резонный вопрос, не пора ли декриминализировать статью об изъятии краснокнижных животных (а также растений), либо пересмотреть её?

Зооволонтёры помогают выхаживать птенцов сплюшки в центре "Сказка живой природы". Фото Андрея Шляхова

Только с разрешения государства

Казахстанские зоологи, которые постоянно сталкиваются с такими случаями, категорически против декриминализации.

«Мы сами страдаем от этого закона. Потому что мы не имеем права даже взять себе в коллекцию погибшее краснокнижное животное, его дериваты. В зоопарках ломают голову. Им приносят птиц и зверей. Сотрудники пытаются их как-то пристраивать, иногда потом продавать, так как не на что содержать. И из-за этого у них возникают проблемы с природоохранной прокуратурой», - сообщила заместитель гендиректора Института зоологии КН МОН РК Марина Чирикова.

Отмена этого закона, разрешение забирать домой диких животных принесёт гораздо больше проблем, уверена зоолог. В первую очередь, это создаст много удобных лазеек для браконьеров и торговцев редкими животными, которые в любой момент смогут сказать, что они нашли животное и везли его в приют или зоопарк. 

Кроме того, нет никаких гарантий того, что раненное животное можно вылечить в домашних условиях. А если оно не выживет, то виноваты будут те, кто его приютил. 

«Если же животное смогли выходить, то тут имеется другая проблема: оно уже привыкло к человеку, к тому, что не нужно добывать себе пищу и жить на всём готовом. И потом, вернувшись в привычную среду обитания, оно уже не выживет», - объяснила Чирикова. 

Люди иногда забирают домой детёнышей, думая, что они потеряли родителей, но иногда они могут прятаться неподалёку. Особенно часто такое происходит с птенцами, которых иногда находят в поле. Их называют «слётками». Это подросшие птенцы, которые становятся самостоятельными вне пределов гнезда. Родители присматривают за слётками и даже подкармливают их, но в гнездо такие птицы уже не возвращаются. 

«Поэтому менять закон нельзя. Краснокнижные животные – это табу! Такова позиция казахстанского института зоологии. Любую помощь нужно оказывать только при уведомлении уполномоченных органов», - отметила Чирикова.
Дикий степной кот, ещё котёнком, оказавшийся  в реабилитационном центре "Сказка живой природы". Фото Андрея Шляхова

 Каждый случай нужно рассматривать индивидуально

По словам младшего научного сотрудника лаборатории орнитологии и герпетологии Института зоологии Екатерины Акентьевой, у неё двоякое отношение к этой ситуации. По её мнению, человек, пытающийся помочь животному, наносит ему больше вреда из-за недостаточности знаний. Поэтому в такой ситуации необходимо сразу обращаться к специалистам. 

«Мы не говорим, что не нужно помогать животным. Нужно минимизировать воздействие человека при этом. Для таких людей закон может показаться суровым, когда они хотели лишь помочь. Однако он (закон) распространяется только на краснокнижных животных. И смягчать его не стоит», - заявила Акентьева.


Ещё один обитатель центра "Сказка живой природы" - птица породы чеглок. Фото Андрея Шляхова

Частные инициативы

Однако вопрос помощи раненым и брошенным животным всё равно остаётся открытым. Практически все специалисты видят решение проблемы в создании приютов для диких животных, которые функционировали бы в тесном сотрудничестве с государственными природоохранными ведомствами. Про такие приюты в Казахстане мало кто слышал. И тем не менее они существуют.

Один из них расположен в городе Иссыке Алматинской области. На протяжении 16 лет его возглавляет пенсионер Андрей Шляхов. В приют под названием "Сказка живой природы" привозят покалеченных и больных млекопитающих, рептилий и птиц. Их здесь лечат, а затем, если здоровье позволяет, выпускают в естественную среду обитания. Если же питомец не имеет навыков выживания, стал инвалидом или ручным, он остается в приюте навсегда. При этом реабилитационный центр не получает помощи от государства и существует за счёт собственных средств его основателей и частных пожертвований. 

Отец и сын - Андрей-старший и Андрей-младший Шляховы. Фото Андрея Шляхова
«На протяжении многих лет мы помогаем животным, пострадавшим из-за человека. Хотя понимаем, что сами ходим по острию. Так как изъятие некоторых видов животных из дикой природы, даже раненых и нуждающихся в помощи, запрещено законом. Однако в последнее время мы активно сотрудничаем с Департаментом охраны животных Алматинской области. Инспекторы к нам часто заезжают. И если к нам привозят краснокнижное животное или птицу, то мы всегда просим написать, где именно и при каких обстоятельствах люди обнаружили это существо. А мы же сразу сообщаем в департамент, приезжает инспектор и вместе решаем, как дальше быть», - рассказал владелец приюта. 

Дикобразы ждут своего часа

Сейчас Андрей Шляхов и его помощники трудятся над проектом по разведению и адаптации дикобразов. Они уже готовы выпустить в природу 18 дикобразов. За ними закрепят кураторов из числа сотрудников природоохранных служб, которые будут их первое время подкармливать. 

Дикобраз, живущий центре "Сказка живой природы". Фото Андрея Шляхова

 В Семее функционирует областной детский образовательный биоцентр. Он также стал пристанищем для пострадавших диких животных. Его владельцам тоже остро не хватает ресурсов для содержания и лечения питомцев. 

Скриншот профиля семейского биоцентра в Instagram

В Астане уже три года функционирует фонд TASBAQA, который принимает на реабилитацию выброшенных в черте населённых пунктов черепах. Им руководит Юлия Цаугг. По словам женщины, черепахи требуют особого ухода и специального питания. 

Но Елена Ефимова считает, что такие реабилитационные центры не выживут без господдержки. Помещения, по её мнению, должны быть оснащены диагностическим оборудованием.

Приют вместо фазанария

Защитники природы надеются, что государство в будущем поймёт важность их усилий и окажет помощь. У них также есть идеи, откуда можно взять на это средства. Например, пару лет назад столичное Управление охраны окружающей среды и природопользования совместно с ТОО «Астана орманы» запустило программу по разведению и выпуску в зелёный пояс фазанов. 

«Разведение фазанов на территории «зеленого пояса» является биологическим способом защиты от вредителей (насекомых), способствует максимальному приближению условий зеленой зоны к природным условиям естественных лесов, расширению ареала обитания фазанов в Казахстане», - отметили в профильном управлении.
Фото с сайта nonnativespecies.org
Фото с сайта nonnativespecies.org

 По некоторым данным, на это ежегодно уходит 39 млн тенге. Однако директор Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК) Вера Воронова считает, что это непродуманная инициатива. Так как, во-первых, местные географические условия не подходят для этих птиц. А во-вторых, многие из них становятся добычей бродячих собак. И было бы куда лучше направить эти деньги на создание городского реабилитационного центра для диких животных. Его можно построить прямо на базе уже существующего фазанария.  

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости