В крови и экскрементах: как содержатся животные в отлове Алматы?
Инспектор в области ответственного обращения с животными бьёт тревогу: закрытие доступа в изолятор временного содержания кошек и собак ставит под угрозу жизнь и безопасность питомцев.
Изолятор временного содержания животных в Алматы стал закрытой системой, считает общественный инспектор в области ответственного обращения с животными от Минэкологии и природных ресурсов РК Юлия Снегирёва. В прошлом году городской отлов перестал пускать к себе инспекторов, волонтёров и простых горожан, ссылаясь на то, что территория признана санитарной зоной. При этом документы, которые бы это подтвердили, руководство учреждения предоставлять отказывается. В чём причина скрытности городских отловщиков, разбиралась Orda.kz.
За закрытой дверью
Год назад посетить ИВС для собак и кошек мог практически любой желающий. Одни искали там своих потерявшихся питомцев, другие приходили, чтобы приютить четвероногого друга, третьи, как правило, это были волонтёры, помогали содержать животных в чистоте и сытости. Прошлой осенью попасть внутрь изолятора могли также инспекторы, которые следят за тем, как отловщики обращаются с животными. Теперь же всё изменилось и городской отлов стал совершенно закрытой системой, рассказывает Юлия Снегирёва, которая была в изоляторе последний раз в декабре прошлого года.
"В сентябре 2022 года руководство учреждения закрыло доступ в помещения, где содержатся животные, для горожан. Чтобы найти питомца, который потерялся, вам нужно следить за фотографиями, которые отловщики выкладывают на своей странице в Инстаграме. Если узнали, приезжаете и забираете животное, но даже в этом случае попасть внутрь вам не удастся. Ну, а если вы вообще не пользуетесь этой социальной сетью, то просто попадаете в тупик. Максимум, что вам предложат – показать фотографию своего питомца сотрудникам, но посмотреть клетки не дадут", говорит Снегирёва.
Как рассказала волонтёр Инна Обуховская, сотрудники учреждения не всегда могут идентифицировать животное из-за его внешнего вида – многие питомцы попадают в отлов грязными и совсем не похожими на самих себя.
"Сейчас складывается ситуация, когда человек, потерявший животное, не имеет возможности найти его в изоляторе самостоятельно – только через сотрудника. Это является нарушением прав граждан на личное имущество. По опыту известно, что животные в отлове могут забиваться в угол, где из-за грязи на шерсти и отсутствия достаточной освещённости их не всегда легко идентифицировать, особенно посторонним лицам – сотрудникам изолятора. Есть вероятность, что за этот год множество животных не дождались своих хозяев".
Она отмечает, что эта практика уже привела к негативным последствиям. По личным подсчётам Обуховской, до того, как доступ в изолятор закрыли, алматинцы взяли или вернули под свою опеку 163 питомца, а после – только 41.
"Первая цифра – это данные за июль прошлого года, вторая – за июль текущего. В четыре раза сократилось число животных, которые обрели хозяев или вернулись домой. Дело ещё и в том, что раньше неравнодушные люди, которые приходили в учреждение, из жалости забирали кошек и собак к себе, а теперь, когда в изолятор невозможно попасть, страдают в первую очередь животные".
По словам Снегирёвой, ограничение доступа руководство городской ветеринарной службы объясняет тем, что их территория признана санитарной зоной, однако подтверждающие это документы не предоставляют даже инспектору.
"Полагаю, что их (документов – прим. ред.) просто нет. Скорее всего, решение никого не пускать связано с ужасными условиями содержания животных. Когда люди приходили, они всё это видели и жаловались, а я, когда имела доступ, снимала видео и выставляла в соцсетях. Естественно, на руководство сыпались разного рода неприятные слова, потому что животные сидели в крови, в экскрементах, без еды, без воды, в ужасном состоянии, бывало, что большие собаки сидели в одной клетке с маленькими, что небезопасно".
Она полагает, что именно из-за этого горожан не пускают. Вместо того, чтобы решить проблему, улучшить условия содержания животных, сотрудники просто закрыли двери учреждения, отмечает инспектор.
"Лично мне однажды отказали в доступе из-за того, что моё инспекторское удостоверение выдано в Астане, а не в Алматы. Я обратилась в Минэкологии, и мне подтвердили, что мой документ имеет принцип экстерриториальности, то есть на всей территории Казахстана я являюсь инспектором", говорит Снегирёва.
Однако в управлении предпринимательства Алматы, которому подчиняется управление ветеринарии, с этим не согласны.
Осмотр, тест, утилизация
Что происходит с животными, которых не нашли хозяева, или с теми, кто изначально не имел дома? Согласно законодательству, изолятор должен держать их у себя в течение 60 дней, но, по словам инспектора, сотрудники стараются решить судьбу четвероногих побыстрее. Если животное ведёт себя агрессивно, его усыпляют. Если нет, в течение 10 дней проводят кастрацию и стерилизацию.
"В течение недели с того дня, как животное попало в изолятор, его осматривают и проводят какие-то тесты. Я говорю "какие-то", потому что совершенно непонятно, что это за тесты, никаких лицензированных кинологических способов узнать, домашнее животное или бездомное, нет. Собаки и кошки находятся в стрессовом состоянии и, естественно, могут проявлять агрессию, но сотрудников изолятора это не волнует", говорит Снегирёва.
Она отмечает, что в учреждении иногда умерщвляют тех животных, у которых нет ошейника или других признаков наличия хозяина.
Кроме того, инспектор не может получить информацию о количестве чипированных собак, которых выпустили обратно в город. По словам Снегирёвой, такие точно есть, но где они находятся, кто за ними смотрит и контролирует, не сообщается.
"Со слов руководства изолятора, за выпущенными чипированными собаками закреплён куратор, который должен знать, где животное, обязан присматривать за ним, подкармливать и так далее. Однако на практике оказывается, что люди, записанные кураторами, не в курсе этого", говорит Снегирёва.
В списке кураторов на 2022 год было как минимум два человека, за которыми были закреплены выпущенные животные, но при этом сами люди даже не знали об этом, подытожила Снегирёва.
Заботимся о благополучии животных
Изолятор временного содержания животных подчиняется городской ветеринарной службе, а она, в свою очередь – управлению ветеринарии. Последнее находится в ведении Управления предпринимательства и инвестиций Алматы.
Как рассказал корреспонденту руководитель ветеринарной службы Марат Жунусов, доступ в изолятор был ограничен для комфорта животных и безопасности людей.
"У нас очень большой город, и, если каждый будет заходить на территорию, животные будут испытывать стресс. Когда заходит посторонний человек, собака начинает лаять, за ней – все остальные. Потом они долго не могут успокоиться, это стресс для животных. И вот в день, допустим, тридцать человек заходит, и все эти тридцать раз собаки поднимаются и начинают лаять. Кроме того, в отлов попадают разные животные: больные, после ДТП и так далее. Контактировать с ними людям может быть небезопасно".
Он подтвердил, что выбрать себе питомца действительно можно только на официальной странице ведомства в Инстаграм. Даже если человек приедет в изолятор, к клеткам его не допустят.
"В нашем Инстаграме вы выбираете себе животное по фото, затем приезжаете в отлов и объясняете, какая собака или кошка вас заинтересовала. В специальном мотоцикле, который оборудован клеткой, вам вывезут животное с территории изолятора, вы посмотрите и, если решите забрать, всё оформят, проведут ветеринарные мероприятия, и отдадут питомца", говорит Жунусов.
Условия содержания начальник ветслужбы оценивает удовлетворительно. По его словам, сегодня всё в изоляторе приведено в соответствие с требованием законодательства.
"Я бы сказал, что условия хорошие. Прошлой зимой животные находились в помещении. Я туда ставил обогреватели, температуру поддерживали плюсовую, и в этом году также будет. Кроме того, у нас в каждой клетке содержится одна собака".
Он добавил, что изолятор рассчитан на одновременное пребывание 400 животных, однако уточнять, сколько собак и кошек находятся в учреждении сегодня, отказался.
Слова Жунусова об условиях содержания животных расходятся с видео, которые сняла инспектор Снегирёва в декабре прошлого года. На кадрах видно, что в клетках находятся несколько животных сразу. Кроме того, все клетки расположены явно не в помещении, а животные дрожат от холода.
Читайте также:
Лента новостей
- «Сделано в Казахстане с немецким качеством!»: о чём говорил Токаев на бизнес-форуме «Казахстан — Германия»
- Глухая стена: по делу о сурдо-соревнованиях экс-главе спорткомитета Ергалиеву вынесли приговор
- Что имел в виду Токаев: Абишев и Шаталов прокомментировали визит Шольца
- Путин увеличил численность российской армии на 180 тысяч человек
- Чем закончилась встреча Олафа Шольца с Токаевым
- Заморозки и усиление ветра ждут казахстанцев в ближайшие дни
- Посетители съели фотозону в парке первого президента в Алматы
- Массовое отравление в сельской школе Мангистауской области: носителем дизентерии стала посудомойщица
- Спектакль «Тартюф»: сегодня мы испортим вам Мольера!
- Одна из упавших с крыши девочек — дочь известного алматинского эколога и художницы
- 13 лет прикован к постели: как живёт семья полицейского, которого в центре Алматы сбил автобус
- Чёрный рынок воды: директора филиала «Казводхоза» по Жамбылской области уволили после аудита
- Туркестан получит налоговые льготы для малого бизнеса в сфере туризма и ремесленничества
- Али Алтынбаев получил повышение в руководстве КНБ
- Убийство матери и дочери в Туркестанской области: семью подозреваемого выгоняют из поселка
- «В военном отношении Россия непобедима» — Токаев обсудил с Шольцем возможность мирного урегулирования в Украине
- Дмитрий Малахов покинул пост руководителя АФМ — структуру вновь возглавил Жанат Элиманов
- Зачем нужен единый тюркский алфавит и что в нём не устроило казахстанских учёных
- Две школьницы насмерть разбились в Алматы — подробности
- Проверять пилотов на алкоголь и наркотики в Казахстане теперь будут онлайн