Президент или новый Елбасы – что думают эксперты о присвоении аудитории КазНУ имени Кемеля Токаева

cover Фото: Farabi.university

В КазНУ открыли аудиторию имени Кемеля Токаева, отца действующего президента Касым-Жомарта Токаева. Значит ли это, что в Казахстане зарождается новый культ личности, разбиралась Orda.kz.

За время президентства Нурсултана Назарбаева в Казахстане появилось много упоминаний, монументов и улиц, посвящённых ему. И вишенка на торте – официальный статус Елбасы, которого первый президент лишился после январских событий и потери власти. Инициатором выстраивания культа личности формально был не сам экс-президент: 33 года в окружении преданных поклонников, которые неустанно говорили о том, что он самый красивый, умный и достойный человек – сложно удержаться от соблазна и не поверить в это.

Сегодня лесть и благоговение периодически проскальзывают у казахстанцев и в адрес Касым-Жомарта Токаева. Так, одну из аудиторий в КазНУ назвали в честь Кемеля Токаева, отца главы государства.

Токаев-старший был советским писателем, журналистом. К тому же в этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения. Однако на инициативу руководства университета казахстанцы отреагировали по-разному.

Как рассказал преподаватель факультета журналистики КазНУ профессор Какен Камзин, произведения Кемеля Токаева начали публиковаться с 1958 года. Тираж его книг составил 500 тысяч экземпляров.

"Кемел Токаев был фронтовиком, писателем, окончил факультет журналистики КазНУ. Он считается одним из первых, кто начал продвигать детективный жанр. Поэтому, я считаю обоснованным назвать в его честь аудиторию", сказал Камзин.

Он добавил, что Токаев-старший был близок к аналитической и расследовательской журналистике, а в аудитории представлено практически всё его творчество.

Иной точки зрения придерживается казахстанская активистка-правозащитница Бахытжан Торегожина. Она считает, что присвоение аудитории имени отца президента – это даже не зачатки возвеличивания государственного деятеля, а самый настоящий культ личности.

"Привычки советских партократов, те льготы и привилегии, в числе которых и окружение, которое им льстит, живы в Казахстане до сих пор. Это создаёт, по мнению людей, максимальное благополучие для их руководителя, а это и есть создание культа личности",говорит Торегожина.

Она отметила, что всё это было свойственно недавнему социалистическому прошлому Казахстана. Подобные ситуации показывают, что система больна, демонстрируя отсутствие желания перезагружаться. И все это происходит несмотря на смену власти в стране.

"Это не зачатки культа личности, это и есть культ личности. Просто надо учитывать, что президент на это молчит. Видимо, ему нравится, или он думает, что восхваление его отца не имеет к нему отношения. Я не знаю, какая у него точка зрения, но для нас это самые яркие признаки культа личности".

Однако политолог Данияр Ашимбаев считает, что культ личности – это другое. Во-первых, он не видит в действиях самого президента каких-либо признаков, указывающих на это.

"Культ личности – это узаконенное неограниченное чествование главы государства – с памятниками, повышением личного статуса и так далее. Мы видели, что президент Токаев в своей политике придерживается диаметрально противоположных принципов. Он пошёл на ограничение срока, пересмотр полномочий, ввёл запрет на назначение родственников главы государства на высокие посты".

Во-вторых, Ашимбаев считает, что для того, чтобы говорить о культе личности, у текущей ситуации совершенно не тот масштаб.

"В переименовании аудитории и праздновании юбилея деятеля культуры нет ничего такого. Это достаточно частая практика. Кемель Токаев был достаточно хорошо известен в советское время, это известный писатель, лауреат нескольких премий. Его юбилей отметили локальным празднованием на родине, выпуском сувенирной продукции и переименованием аудитории. Это не тянет на культ личности президента", говорит он.

Ашимбаев добавил, что на его личный взгляд, если бы речь шла о каких-то глобальных вещах – введении госпремии имени Кемеля Токаева, присвоении его имени улицам, населённым пунктам, вузу или издательству, то, возможно, дискуссия имела бы место быть.

"Для 100-летия ключевых юбилеев это празднование было проведено, на мой взгляд, очень скромно. Особенно по казахским меркам. У нас любят сумасшедшие чествования с огромными аудиториями, конференциями, мероприятиями, круглыми столами, плакатами, сувенирной продукцией и так далее. Не отмечать совсем было бы некорректно, ведь речь идёт об известном писателе. Да, он отец президента, поэтому думаю президент все чествования на республиканском масштабе свёл к минимуму. Хотя я думаю, что если Касым-Жомарт Токаев был частным лицом или занимал менее значим пост, то мог бы пойти на более широкие масштабы празднования. А то, что было проведено – это просто минимум".

Сам Касым-Жомарт Токаев ранее заявлял, что отрицательно относится к лести и хвалебным выступлениям в свой адрес.

"Я отношусь отрицательно. Дело в том, что я воспитывался совершенно в специфических реалиях, где хвалебные оды просто отсутствовали. Уже не говорю о том, чтобы они приветствовались. Такого никогда не было. У меня пожизненный, я бы сказал, природный иммунитет к подобного рода выступлениям. Нашу интеллигенцию порой не переделаешь. Они воспитывались в совершенно других реалиях и это сойдет на нет", сказал президент.

Кроме того, он ограничил срок президентских полномочий. Теперь возглавлять Казахстан можно только в течение одного семилетнего срока. Если главы республики действительно будут меняться по истечении этого времени, что будет с названиями городов, улиц, парков, учебных заведений, которые будут носить их имена или имена их близких родственников? Придётся ли переименовывать всё каждые семь лет? И будет ли это созвучно идеям Нового Казахстана? Сегодня этот вопрос остаётся открытым.

Напомним, что назарбаевская эпоха закончилась только через три года после его официальной отставки с поста президента Казахстана. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости