Преподаватели частных колледжей обвиняют МОН в дискриминации

cover фото orda.kz

О дискриминации в оплате труда со стороны министерства образования и науки заговорили педагоги частных колледжей, выполняющих госзаказ. Их зарплаты на 75% ниже, чем у коллег из государственных учреждений образования.

Повышение на 25% зарплат работников, занятых в бюджетной сфере, которое запланировано на январь 2023 года, и вовсе приведёт к 100%-ному разрыву.

Всего в стране действуют 770 колледжей, из них 326 – частные. Госзаказ, позволяющий студентам обучаться бесплатно, распределяется на все учебные заведения. Но, как заявляют педагоги, за одну и ту же работу они получают значительно меньше и считают это дискриминацией.

Шолпан Акзамова преподаёт самопознание и валеологию в частном колледже в Усть-Каменогорске. Она уверена: когда в стране вовсю говорят о Новом Казахстане, замалчивать такие вопросы нельзя, ведь это неравенство в оплате труда может загубить частный образовательный бизнес.

«Сегодня Правительство РК, Министерство образования и науки Казахстана реализует такую политику в сфере образования, технического профессионального обучения, которая несправедливо оценивает равный труд педагогов частных и государственных колледжей за оказание государственных образовательных услуг. Мы очень надеемся, верим и считаем нужным и возможным переоценить эту ситуацию и изменить в пользу выравнивания данной заработной платы, потому что разница в 75%. Мы считаем, что это несправедливо!» – заявила Шолпан Акзамова.

Шолпан Акзамова

Зарплаты разные, а требования к частным и государственным колледжам едины, говорит преподаватель с 20-летним стажем Наталья Яроцкая. Она считает, что корень дискриминации кроется в Правилах исчисления заработной платы педагогов государственных организаций образования:

«Считаю, что в законодательстве формулировка «за исключением частных колледжей» – лишняя. То есть где-то касательно требований – у нас нет границы, пишется: независимо от формы собственности, а как только касается оплаты труда, 13-й заработной платы, там пишется, что это распространяется только на государственные колледжи. И получается, что мы финансирование получили и на это только и рассчитываем. Если в государственные колледжи позже идёт дофинансирование, если не хватает, то мы на это рассчитывать не можем и получаем достаточно хорошую разницу в оплате труда, несмотря на то, что требования к нам предъявляются одинаковые и по аттестации педагогов, и по аттестации учебных заведений. Но вот на оплате труда почему-то идет вот такая разница».

Неравенство в оплате труда коснулось не только педагогов колледжей, но и частников, работающих по госзаказу в сфере дошкольного и школьного образования. Эту проблему на совещании озвучили представители Палаты предпринимателей ВКО. Средняя зарплата в госучреждениях технического и профессионального среднего образования (ТиПО) Казахстана составляет 240 000 тенге, а в частных колледжах – 160 000 тенге.

«Этот вопрос назрел вместе с тем, как изменялась и повышалась заработная плата. С 2019 года зарплаты государственных и гражданских служащих повышались на 25%. Поэтому эта проблема изначально решалась бизнесом. Они самостоятельно повышали заработную плату из своих ресурсов, но этот разрыв на сегодня настолько высок. Эта несправедливость и этот рост не позволяют конкурировать частной сфере», – говорит начальник отдела развития и человеческого капитала Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан.

Асет Адылхан

В Палате предпринимателей ВКО говорят, что дисбаланс наблюдается ещё в двух позициях. Помимо оплаты труда, неравные условия и в обеспечении учебно-методическими материалами, и в повышении квалификации преподавателей – частные колледжи и то, и другое оплачивают сами, в отличие от государственных.

29 апреля прошло совещание по проблемным вопросам бизнеса под председательством заместителя премьера Ерулана Жамаубаева, где представители Палаты предпринимателей ВКО подняли вопрос об этом неравенстве. Министерству образования и науки поручили принять необходимые меры по его нивелированию.

«Здесь нас услышали, в части именно повышения квалификации. Мы надеемся, что ситуация выровняется и в части методического обеспечения. (...) На последующих заседаниях правительства, когда будем рассматривать изменения методики подушевого финансирования, необходимо будет этот дисбаланс изменить и сделать равным. Уровнять частные и государственные выплаты для государственных и частных организаций», – рассказал Асет Адылхан.

Правозащитники говорят, что сегодняшнее положение педагогов негосударственных учебных заведений, выполняющих госзаказ, противоречит норме Конституции о равенстве государственной и частной форм собственности.

Автор: Индира Какимова

Лента новостей

все новости