Потребителя в Казахстане не воспринимают серьезно, но выход есть – Светлана Романовская

cover Фото: Orda.kz

По данным президента «Национальной Лиги Потребителей» Светланы Романовской, доля поддельных товаров на рынке Казахстана составляет 30 %. К тому же, считает она, быть добросовестным предпринимателем в нашей стране попросту невыгодно. Оказалось, это еще не весь спектр проблем в отрасли. Но что может помочь?

На площадке казахстанского пресс-клуба в Алматы защитница прав потребителей призвала общественность к обсуждению профильного законопроекта в Мажилисе, который должен поменять ряд устоявшихся недоработок.  

Ранее редакция Orda.kz с экспертом разобрала на примере, почему растет количество контрафактной продукции с фиктивными сертификатами качества.

В начале пресс-конференции Романовская сообщила, что лишь за 10 месяцев этого года в Лигу поступило 9 954 обращения, общая сумма ущерба составила 2,4 млрд тенге. Больше всего жаловались из Алматы и Астаны. Кстати, в основном потребители негодуют из-за нарушений в деятельности онлайн-магазинов, работающих на маркетплейсах или в соцсетях.

Анализируя статистику, Романовская отметила, что почти все споры (99 %) разрешили в досудебном порядке при содействии Арбитражного суда. Это позволило потребителям и предпринимателям сэкономить деньги и время, придя к взаимовыгодному решению конфликтов. Однако в Лиге указывают, что доля поддельных товаров на рынке Казахстана составила 30 %.

По мнению Романовской, проблема заключается также в том, что в стране нет независимой экспертизы. А сервисные центры, как правило, проводят экспертизу в пользу предпринимателей, потому что не хотят обременять себя судебными процессами.

«Главная цель организации — формирование активной гражданской позиции у человека, который делает осознанный выбор и несет за него ответственность. Чтобы предотвратить споры, нужно просвещать потребителей, а также готовить квалифицированные кадры в сфере защиты прав потребителей. Призываю госструктуры, бизнес и общественность обсудить законопроект»,
 сказала эксперт.

Почему это нужно? Законопроект не готов, сетует Романовская. В нынешнем виде он может помочь разве что в нескольких моментах. К примеру, у потребителя и у НЛП появится возможность напрямую подавать иски в суд, обходя бюрократические перипетии, предусмотренные законом. При этом ищущие справедливости у Фемиды смогут не платить госпошлину при подаче заявления. Но этого недостаточно для решения трудностей, отметила специалист.

«Необходимо привлекать в сферу юристов. Бизнес не соглашается даже с зафиксированными претензиями, в полиции такого рода заявления не рассматривают, а судьи не знают законы — конституционное право граждан на охрану здоровья, свободный выбор, а также требуют 10 исков от конкретных людей. Уже восемь лет действует мораторий на проверку бизнеса, развязавший недобросовестным предпринимателям руки. Может, они и хотели бы честно работать, но это просто невыгодно. К сожалению, потребителя в нашей стране не воспринимают серьезно»,
 заключила Светлана Романовская.

По мнению директора организации, государство должно участвовать в защите прав потребителей. Например, в Узбекистане более тщательно развивают и поддерживают эту деятельность.

Справочно: НЛП защищает граждан страны более 32 лет. В некоммерческой организации также занимаются предотвращением конфликтов между потребителями и предпринимателями, повышением безопасности и улучшением качества жизни.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости