Политолог Досым Сатпаев: двойные стандарты для заключённых и олигархов

cover Коллаж Orda.kz

Анализируя послание президента в статье для Orda.kz, Досым Сатпаев отмечает несколько тенденций, которые мешают экономическому и политическому развитию Казахстана. Объединяющим признаком многих проблем политолог называет двойные стандарты. 

Ещё в прошлом году в правительстве признались, что ограниченность ресурсов мешает одновременно финансировать все необходимые проекты, такие как ремонт дорог, теплосетей и строительство школ. Поэтому работают над увеличением доходов бюджета. Хотя если посмотреть данные Высшей аудиторской палаты, то ежегодно десятки миллиардов бюджетных денег либо разворовываются, либо неэффективно используются, либо вообще лежат мёртвым грузом в бюджетах акиматов, министерств и квазигосударственных структур. 

При этом на официальном уровне один из источников дополнительных доходов — возвращение незаконно выведенных из страны активов, чтобы, как было заявлено в послании президента, вкладывать их в строительство «школ, больниц, стадионов, музеев и других социально-культурных объектов». 

Идея, конечно, хорошая. Но дьявол кроется в деталях. Например, в послании говорилось, что те, кто вернёт активы, войдёт в «золотой список» благотворителей. С теми, кто не вернёт награбленное, будет «другой разговор». Вроде всё правильно. Но выходит, что власть сама будет определять, кто войдёт или не войдёт в этот список, так как работа Комиссии по возврату активов непубличная, и многие вещи там будут находиться в тени, вне контроля со стороны общества. А это всегда основа для злоупотреблений и закулисных переговоров.

Кстати, была ещё одна фраза президента о том, что «нужно упорядочить всю информацию о возвращённых государству активах и их целевом использовании». Но странно, что об этом говорится только сейчас, после того, как Комиссия работает уже больше года. То есть выходит, что президент сам не знает, у кого что взыскали и куда всё это направили. Если это слепая зона, то тогда возникает подозрение о банальном переделе собственности.

Такой же вопрос по поводу двойных стандартов — касательно того, кто должен сидеть в тюрьме, а кого можно выпустить по УДО. Эти двойные стандарты были заложены ещё при Назарбаеве, но сейчас практически не изменились. Осуждённых по политическим статьям сажают на полную катушку, потому что они не делают публичных покаяний, так как им не за что извиняться. Того же Арона Атабека выпустили из тюрьмы только когда он уже был смертельно болен. И это были не гуманность или милосердие. Власти испугались, что он умрёт в тюрьме и это ударит по их имиджу. 

А в это время те, кого обвинили в коррупционных преступлениях, в тюрьмах обычно не задерживаются. Потому что, по логике властей, угрозу безопасности представляют не кто воровал, а кто занимался оппозиционной деятельностью. И здесь нет ничего удивительного, так как коррупционеры и расхитители госсобственности по ментальности ближе ко многим во власти.  

Тех, кто признался, что воровал миллиарды, просят лишь пройти процедуру финансовой липосакции, покаяться и купить индульгенцию, чтобы позволить им, немного похудевшими, но всё равно явно не бедными, пролезть через тюремную решётку, не отсидев положенный срок до конца. Согрешил, покаялся — и свободен от грехов. Для власти сейчас более важно финансово обезжирить некоторых представителей окружения первого президента, чтобы другие члены его семьи отдавали свои активы добровольно, не доводя дело до тюрьмы. 

При этом, начав обезжиривание части олигархических групп, действующая власть не разрушает саму патрон-клиентскую систему, где, как и раньше, идёт обмен лояльности на безопасность. Это как в одной шутке. Если при Назарбаеве генетики установили, что способность к крупному бизнесу лучше всего передавались от тестя к зятю, то при Токаеве генетики внесли изменения и установили, что способность к сохранению крупного бизнеса лучше всего передаётся тому, кто начал делиться. 

Такая же ситуация с двойными стандартами наблюдается не только по отношению к олигархам, но в целом к разным представителям власти, чьи родственники, несмотря на разные преступления, либо всё ещё находятся на свободе, либо отделываются мелкими наказаниями. Всё это подтверждает сохранение старых правил, когда прав не тот, кто прав, а у кого больше прав, силы и связей. 

Кстати, долгое время была ещё одна шутка, что кроме Астаны, у казахстанской верхушки и олигархов было две столицы: северная — Лондон и южная — Дубай. Теперь оказалось, что была ещё Москва. Об этом говорят данные Министерства финансов, которое назвало топ-5 стран, где у казахстанских госслужащих и сотрудников квазигосударственного сектора есть недвижимость. В списке этих стран: Россия, Турция, Кыргызстан, Болгария, ОАЭ. Также 100 млрд тенге были на счетах в иностранных банках. Большинство из них открыты в России, США и Франции. Думаю, что и недвижимости, и счетов гораздо больше. Ведь было озвучено лишь то, что было задекларировано. А сколько ещё незадекларированной недвижимости. Всё это указывает на то, что многие представители власти, имея недвижимость за рубежом, как не связывали, так и не связывают своё будущее со своей страной. И рассматривают все эти забугорные активы как запасные аэродромы в случае возникновения проблем в Казахстане. 

Полную версию материала читайте на казахской версии сайта.

Читайте также:

Лента новостей

все новости