«Покорные, экзотические, страстные?» Как стереотипы мешают азиаткам жить и строить карьеру

cover Фото: Pixabay.com

Стереотипы о «покорной» или «экзотической жене» преследуют женщин с азиатскими корнями по всему миру. Forbes Woman пишет, что они сталкиваются с сексуализацией, фетишизацией, карьерными барьерами и вынуждены ломать клише, добиваясь равных прав, профессионального признания и адекватной репрезентации, сообщает Orda.kz.

Примером служит видеоролик немецкого блогера Романа Вайсманна, в котором он с ироничными словами: «Смотрите, моя жёнушка грустит и не хочет готовить мне лапшу. Но азиатке очень легко поднять настроение, и сейчас я это докажу!» — уносит жену-тайку в комнату, после чего она возвращается в кадр и радостно принимается накрывать на стол. 

В соцсетях по хештегу #asianwife собрано более 5000 публикаций: от нейтральных постов о жизни в межкультурных браках до гиперсексуализированных фото. В комментариях европейские мужчины описывают азиатских жён как «удобных» и «покорных», встречаются объективирующие формулировки — от «подарить мультиварку, и все проблемы решены» до советов «отыскать свою микро-девочку» в толпе.

В TikTok подобный контент публикуют и сами женщины. Например, филиппинка Айко Лэйс ведёт блог, где готовит в национальной одежде блюда азиатской кухни и перечисляет «преимущества азиатской жены». Её видео набирают миллионы просмотров, у блогерши более 100 тысяч подписчиков, большинство из которых мужчины.

Forbes приводит истории успешных женщин, которые ломают эти клише. Президент AMD Лиза Су рассказывала, что на старте карьеры ей пришлось трудиться вдвое больше, чтобы доказать свою состоятельность в Кремниевой долине. В 2014 году она спасла корпорацию от краха и менее чем за 10 лет увеличила котировки компании почти в 30 раз. 

Другой пример — предпринимательница Грейс Ванг, которая выросла в бедной семье, начинала с работы на фабриках, а затем превратила компанию Luxshare в главного поставщика деталей для Apple с выручкой более 38 млрд. долларов. Её путь сопровождался ожиданиями мягкости и заботливости, но она добилась успеха в конкурентной среде на равных с мужчинами.

«Всё это происходит в мире, где женщины с азиатскими корнями ежедневно доказывают, что разбираются не только в мультиварках и семейных ценностях. Несмотря на стереотипные ожидания, такие фигуры, как Лиза Су и Грейс Ванг, смогли построить карьеру в жёсткой среде и доказать обратное», отмечает Forbes.

Экзотика и дискриминация

Женщины азиатского происхождения сталкиваются не только с дискриминацией, но и с интерсекциональным неравенством — одновременно по гендерному и этническому признаку. Как сообщает Forbes Woman, метаисследование 2023 года в журнале Frontiers in Public Health показало: американки с азиатскими корнями регулярно становятся объектами фетишизации, а их образ сводится к стереотипам о покорности, молчаливости и услужливости. Многие отмечают ощущение «невидимости» из-за дефицита репрезентации в медиа и доминирования «белых» стандартов красоты.

Исследование Американской ассоциации психологов 2018 года выделяет три наиболее устойчивых клише массовой культуры: гиперсексуализированная «гейша», коварная «женщина-дракон» и безликая «трудолюбивая пчёлка». Из 94 опрошенных лишь четыре заявили, что никогда не сталкивались с расизмом и сексизмом. Остальные рассказывали о предубеждениях: их называли «экзотическими куколками», считали хорошими исполнителями, но не лидерами, описывали как «маленьких и миленьких» и даже заставляли «отвечать за всех азиаток сразу».

Распространены и другие стереотипы — например, что девушки плохо водят машину или не имеют права на проявление характера.

«Объективизация женщин с азиатскими корнями в современном мире носит элемент магического мышления: сказка о нестареющих и невзрослеющих женщинах, которые смотрят на мужчину глазами кота из „Шрека“ и молчат. Я сама с этим регулярно сталкиваюсь»,приводит издание слова психолога Геляны Ширикиновой.

Истоки таких представлений уходят в эпоху Великих географических открытий XV–XVI веков, когда после путешествий Васко да Гамы и Марко Поло контакты Запада и Востока усилились. В XIX веке ориентализм закрепил экзотизацию женщин, а в США в 1875 году «Закон Пэйджа» фактически подозревал в проституции каждую иммигрантку азиатского происхождения. В XX веке клише закреплял кинематограф: в мюзикле «Мисс Сайгон» вьетнамская секс-работница влюбляется в американца и кончает жизнь самоубийством.

Историк Павел Дудин отмечает, что эти образы подпитывались и восточной литературой, создававшей архетип «добродетельной жертвы», чья сила в терпении. В массовой культуре существовало и амплуа сильной и опасной героини, связанной с криминальными группировками, но и его не лишали сексуализации. Так, в фильме «Живёшь только дважды» (1967) Джеймс Бонд после ночи с агентом Линь спрашивает: «Почему у китайских девушек такой особенный вкус?», на что получает ответ: «Потому что мы как пекинские уточки».

Расовые предрассудки и барьеры в карьере

Объективизация и стереотипы в отношении женщин с азиатскими корнями напрямую отражаются на их карьере. Так называемый «бамбуковый потолок» становится невидимым барьером, связанным с расовыми предрассудками. Forbes Woman приводит слова основательницы агентства Energy Angels Вероники Пак, которая признаётся, что, узнав о её происхождении, люди вызывают у неё внутреннее напряжение, и она спешит уточнить, что училась в МГУ, чтобы снять тревогу.

Канадское исследование 2023 года показало: женщин с китайским акцентом работодатели воспринимают как заботливых и душевных, но менее компетентных. По данным профессора Калифорнийского университета Джоан Уильямс, в IT азиатки сталкиваются с обесцениванием на 42 % чаще, чем их коллеги европейской внешности, а от них на 57 % чаще ждут «эмоционального обслуживания». Психолог Геляна Ширикинова говорит, что её внешность часто не ассоциируется с карьерными достижениями и высокими запросами.

Историк Павел Дудин отмечает, что стереотип «идеального исполнителя» мешает рассматривать женщин с азиатскими корнями как руководителей:

«Женщину могут ценить как высококвалифицированного, трудолюбивого и надёжного специалиста, но не рассматривать как кандидата на руководящую должность. Ведь стереотип об азиатках создает образ идеального исполнителя, но не лидера».

По данным Национального центра прав женщин США, именно азиатки во время пандемии чаще других теряли работу и сталкивались с длительной безработицей.

Исследовательница Беттина Ловински говорит, что наряду с образом «покорной» существует противоположный — «трудолюбивой и конкурентоспособной», которая будто бы угрожает западным коллегам. Даже на руководящих должностях такие женщины сталкиваются с недостатком уверенности в себе, а выходя замуж за европейцев, в глазах окружающих теряют «конкурентное преимущество».

Дополнительное давление создаёт стереотип профессиональной ниши: азиаток относят к обслуживанию — от официанток до массажисток. По словам экспертов, этому способствует и туризм: Таиланд закрепил образ «страны улыбок», превратив женщин в символ вечного гостеприимства. Павел Дудин подчёркивает, что массовый туризм усиливает, а не создаёт эти стереотипы, превращая женскую уязвимость в часть индустрии развлечений и продавая культурную фантазию об «экзотической и покорной».

В результате стереотипы, рождённые ориентализмом и колониальным взглядом, получают новую жизнь в глобальной экономике, где тело и поведение азиатки становится частью маркетинговой стратегии.

Сексуализация азиаток

Повышенный сексуальный интерес к женщинам азиатского происхождения давно получил название yellow fever — «жёлтая лихорадка». Термин появился в середине XX века и описывает пристрастие к азиатской культуре, кухне и особенно к женщинам. На форумах мужчины нередко признаются в подобных предпочтениях:

«Да мне просто нравятся азиатские девчонки, что же тут плохого? Кому-то нравятся пышные блондинки, а мне маленькие экзотические девочки».

Однако, как отмечают исследователи из Американской философской ассоциации, «жёлтая лихорадка» не должна считаться комплиментом — это форма деперсонализации, при которой личность сводится к расе. В обществе, где привлекательность тесно переплетена с историей колониализма и расовыми стереотипами, подобные «вкусы» становятся частью системы угнетения. Психолог Геляна Ширикинова говорит, что от азиатских женщин часто ожидают дружелюбия и мягкости, но не амбиций или самостоятельности.

Алтынай Навердинова вспоминает собственный опыт: мужчины обращали внимание на неё только из-за этнической принадлежности и описывали привлекательность азиаток через набор клише — покорность, гиперсексуальность и «экзотичность».

Психолог Битна Ким в серии интервью 2011 года зафиксировала аналогичные признания от белых мужчин в США, которые открыто говорили, что видят в азиатках готовность к любым сексуальным экспериментам. Подобные ожидания быстро подхватила индустрия развлечений. По данным исследования Gender and Society 2002 года, более половины сцен с элементами реального насилия в порно включали именно женщин азиатского происхождения.

Борьба за равноправие

В США защитой прав женщин азиатского происхождения занимается некоммерческая организация AAPI, созданная в 2020 году на фоне роста расистских нападений во время пандемии. Она фиксирует случаи дискриминации, оказывает правовую помощь и формирует сообщество поддержки.

По словам экспертов, сексуализация, фетишизация и профессиональные стереотипы — это лишь внешние проявления двойной дискриминации. Для её преодоления необходимы усиление репрезентации азиаток, поддержка сообществ и создание безопасных пространств, где женщины будут восприниматься не через призму фантазий или предрассудков, а как равноправные участницы общества.

Читайте также:

Лента новостей

все новости