«Покажите документы»: общественники призвали раскрыть информацию о строящихся ГЭС на реке Коксу

cover Коллаж: Orda.kz

После того как противники строительства каскада ГЭС на реке Коксу встретились со строителями электростанций и акимом Кербулакского района области Жетысу, они решили вынести этот вопрос в ещё более публичное поле. Для этого 18 апреля они собрали пресс-конференцию в Казахстанском пресс-клубе, где в том числе поведали о деталях, которые ранее не звучали. Orda.kz рассказывает, о чём именно там шла речь.

Главной темой прошедшей пресс-конференции можно назвать непрозрачность строительства тех самых ГЭС на Коксу, которая, как минимум зимой, как раз-таки прозрачностью и отличается. Как рассказала исполнительный директор фонда «Охотники за петроглифами» Ольга Гумироова, они пытаются добиться от строителей возможности изучить документацию по ГЭС. Но пока это получается с трудом:

«Более-менее полный пакет документов мы смогли получить пока только по Рудничной ГЭС-1. По всем остальным мы документов не имеем, хотя делаются запросы. Да и по Рудничной ГЭС-1 всего пакета документов нет».

Учитывая, что изучить документацию не получается, общественники высказывают сомнения по поводу ряда экспертиз. Например, по той, что касается селезащиты. Участники пресс-конференции несколько раз назвали реку Коксу «своенравной и предрасположенной к сходу селей». Ольга Гумирова даже привела конкретный пример:

«В 1956 году сель полностью снёс посёлок Будённовское, там были многочисленные человеческие жертвы».

Руководитель Федерации рафтинга Казахстана Константин О вспомнил пример другой реки — Кызылагаш, на которой в 2010 году прорвало плотину, что привело к гибели 45 человек. И в очередной раз высказал опасения, что плотина Рудничной ГЭС-1 может не выдержать удара реки. А сразу вниз по течению от неё стоят посёлок Рудничный и село Коксу.

Фото: Сергей Алексеенок

Строители Рудничной ГЭС-1 на встрече с общественниками слов «плотина» и «водохранилище» старались избегать, называя их гидроузлами, и заверяли, что ГЭС способна выдержать поток в 180 кубометров воды в секунду. Именно такую цифру руководитель проекта ГЭС Алий Карабалин назвал максимальной. Правда, документов, подтверждающих это, он не показал.

Второй момент, на который обращают внимание общественники и учёные, — это археологические экспертизы. У строителей Верхне-Талаптинской ГЭС таковая нашлась, хотя общественники и отнеслись к ней со скепсисом. А вот при строительстве рудничных ГЭС археологическую экспертизу даже не заказывали, потому что были уверены, что никаких памятников истории там нет. Но даже беглый обзор научного сотрудника института археологии им. Маргулана показал, что они есть. 

Мало того, по словам Ольги Гумировой, выяснилось, что при подготовке строительной площадки Рудничной ГЭС-1 был разрушен довольно крупный древний могильник. 

«Сейчас центр историко-культурного наследия области Жетысу будет выписывать штраф, а строительная компания уже после объявила тендер на археологическую экспертизу», — говорит исполнительный директор «Охотников за петроглифами».

По словам старшего научного сотрудника института им. Маргулана Александра Горячева, долина реки Коксу такое место, где проводить работы без археологической экспертизы фактически невозможно. И дело не только в том, что рядом с ней находится крупнейшее в Казахстане скопление петроглифов на хребте Ешкиольмес — по оценкам археологов, около 25 000 рисунков. Но и в том, что долина Коксу веками была частью оживлённого торгового пути и как следствие стала местом огромного количества исторических захоронений — от позднего каменного века до эпохи Казахского ханства. Например, как рассказал Горячев, именно в районе Рудничного археологи нашли средневековый караван-сарай, а на правом берегу Коксу есть сотни древних курганов.

«Прежде чем что-то планировать, нужно внимательно посмотреть, какой объём информации историко-культурного значения мы потеряем в случае строительства», — говорит археолог.

В качестве примера Горячев привёл строительство Капчагайской ГЭС, перед созданием которой археологи несколько лет исследовали древние курганы, могильники и поселения. 

«Что касается Талаптинской долины, то я думаю, попытка её исследовать приведёт к таким расходам, что экономически эти ГЭС будут вряд ли целесообразны», — считает археолог имея в виду огромное количество археологических объектов, изучение которых потребует очень много времени.
Река Коксу. Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Константин О, в свою очередь, напомнил о важности реки Коксу как природного объекта, туристический и спортивный потенциал которого можно активно развивать. Как пример он привёл Турцию и Италию, которые развивают туризм, в том числе водный, и зарабатывают на этом неплохие деньги:

«К нам на Коксу приезжали из Сербии, из Боснии и Герцеговины, из Монголии, из Узбекистана. Из России к нам приезжают, хотя у них есть Алтай, где река Чуя. Но они едут к нам на Коксу!»

При этом и спортсмены, и археологи чётко говорят: они не против ГЭС, но не понимают, зачем нужно строить каскад электростанций именно на Коксу. По их словам, возможно, они могли бы выступить с инициативой о переносе электростанций в другое место. Но для этого им бы хотелось увидеть те самые документы. А их не показывают. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости