Почему приговор журналистам Северным оставили в силе
Фото: Orda.kz
Журналисты должны следить за своим языком! Таков посыл апелляционной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда. В противном случае они могут понести уголовное наказание за необдуманные высказывания, передаёт Orda.kz.
Ранее мы писали, что осуждённые журналисты Владимир и Наргиз Северные проиграли апелляцию по резонансному делу. Судебная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменений приговор специализированного межрайонного суда от 4 декабря 2023 года. Она не нашла оснований для его отмены.
Супругов Северных признали виновными по части 4 статьи 194 УК РК «Вымогательство группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере». Владимиру предстоит провести семь лет в местах лишения свободы, его жене Наргиз — восемь лет. Осуждённые не признают своей вины и не согласны с вердиктом городского суда. Они планируют обжаловать его в кассационном порядке в Верховном суде. Владимир Северный уже написал открытое письмо на имя президента с просьбой взять на контроль дело.
Суды двух инстанций пришли к выводу, что супруги Северные вымогали 15 млн тенге у актауской предпринимательницы Зареты Фаталиевой в 2023 году и 200 тыс. тенге у алматинского бизнесмена Дмитрия Дремасова в 2019 году. Напомним, Владимир написал в газете «Караван» две критические статьи о плохом качестве питания военнослужащих актауской бригады морской пехоты, указав предприятие Фаталиевой как недобросовестного поставщика услуг. А его жена Наргиз разместила на своей странице в соцсетях критический пост о кофейне, принадлежащей Дремасову. По версии обвинения, Северные вымогали деньги в обмен на прекращение публикации других разоблачительных материалов и удаление поста.
Северные объясняли, что всего лишь просили бизнесвумен Фаталиеву помочь им в решении квартирного вопроса. Они узнали, что она известный меценат, поэтому в последний день священного месяца Рамадан обратились к ней с личной просьбой. В доказательство их слов адвокаты назначили в августе 2023 года комплексную психолого-филологическую экспертизу. Специалисты прослушали трёхчасовую аудиозапись переговоров Северных с Фаталиевой и пришли к выводу, что в переговорах не содержалось требований, а было лишь побуждение к передаче денег в виде просьб и предложений.
Судья специализированного межрайонного суда Еркин Майшинов посчитал, что аудиозаписи содержат завуалированную форму вымогательства. Несмотря на то, что в переговорах между потерпевшей и подсудимыми не звучали открытые угрозы, он признал Северных виновными в совершении тяжкого преступления. Защита попыталась опротестовать в городском суде это решение, апеллируя всё теми же результатами психолого-филологических экспертиз, но тщетно.
«Мы считаем, что адвокаты субъективно подошли к оценке экспертных выводов. Они не учли, что экспертные заключения являются одними из доказательств, которые также подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами. Суд даёт эту оценку. К тому же, основными доказательствами являются показания потерпевших. Мы не видим оснований для переквалификации действий осуждённых... Завуалированные просьбы должны расцениваться судом как вымогательство, и никак не иначе! Журналисты должны отдавать отчёт своим поступкам и словам, когда с кем-то общаются!» — поясняли судьи горсуда.
Они отметили, что при назначении наказания Северным учитывали семейное положение и наличие двух малолетних детей. Наргиз судьи предоставили отсрочку наказания на пять лет.
Вот как комментирует решение апелляционной коллегии адвокат Елена Жигалёнок, представляющая интересы Владимира Северного:
«Мы уверены, что в действиях Владимира и Наргиз нет состава преступления. Вымогательство — это требование, соединённое с угрозой. А в аудиозаписях переговоров Северных с Фаталиевой нет ни требований, ни угроз. Тем не менее, и специализированный межрайонный суд, и городской суд расценивают тон этих переговоров как завуалированную форму вымогательства. Знаете, своего рода интеллектуальное вымогательство: в этом и заключается прецедент. Поэтому журналисты должны отныне следить за своими словами, особенно когда они обращаются с различными просьбами к малознакомым людям. Иначе их высказывания могут расценить как шантаж!»
Читайте также:
Лента новостей
- Казахстан и США обсудили влияние санкций на экономику и энергетический сектор
- В Акмолинской области сошли с рельсов восемь вагонов
- В Вашингтоне подписан меморандум между Казахстаном и США о критически важных минералах
- Токаев встретился с госсекретарём США Марком Рубио и представителями администрации Дональда Трампа
- Что позволено женщине, то не позволено мужчине? Суд проверит статью КоАП на неравенство полов
- Даты оразы, Кадыр тун и Курбан айта на 2026 год утвердили в Казахстане
- Суд увёл от административной ответственности руководителей госкорпорации за отписку по документам «Орды»
- Узаконивание неравенства: почему идея многожёнства опасна для женщин и государства
- Ким и Бакальчук подписали мировое соглашение по делу Wildberries
- Сначала деньги, потом стулья: как Трамп втягивает Центральную Азию в новую игру
- «Семейный подряд Кремля»: Путин устроил на государственные должности 24 своих родственников
- Кто такой Хасан Касымбаев из Талгара? Обзор подкаста ORDA News
- Крупный казахстанский банк оказался недобросовестным
- Продать нельзя оставить: что мешает КТЖ стать рыночной компанией?
- Скандал на «Мисс Вселенная – 2025»: участницы покинули зал после оскорблений организатора
- Противникам АЭС сократили сроки наказания на полтора года
- Бычков — под замок, баранов — по талонам: Минсельхоз запретил вывоз скота за пределы Казахстана
- «А почему женщинам нельзя?»: узаконить двоемужество в Казахстане предложила известный продюсер
- Телебашня Кок-Тобе может не выдержать сильного землетрясения — сенатор
- «Дети по потолку бегают»: демограф объяснил, почему в Казахстане так много молодёжи



