«Почему он везде кричит, что я бывшая сноха Назарбаева?!» — репортаж из зала суда по делу Гульмиры Сатыбалды

cover Фото: Orda.kz

В Алматы завершился третий день судебного процесса по делу Гульмиры Сатыбалды. Её бывший зять Абай Жунусов обвиняет её в незаконном лишении свободы, самоуправстве и вымогательстве. Об эмоциях в зале суда и новых обстоятельствах разбирательства рассказывает корреспондент Orda.kz.

Судья Мартбек Какимжанов начал заседание с просьбы ко всем участникам процесса впредь более рационально использовать время, не повторяться, не задавать одни и те же вопросы. Неудивительно, ведь допрос основного потерпевшего затянулся на три дня. Замедляет ход процесса двуязычное судопроизводство. По просьбе второго обвиняемого по делу — водителя Гульмиры Сатыбалды Мади Батыршаева — производится синхронный перевод с русского языка на государственный. 

Адвокат Гульмиры Сатыбалды —  Асемгуль Даниалова продолжила допрос Жунусова. Она спросила, почему пострадавший, утверждавший, что у АО «Baur Kazakhstan» было три учредителя, не делит сумму ущерба на троих и выступает единственным пострадавшим.

«Начиная с 2019 года, после того как мне предоставили свободу, компания была на нуле. Она никому не нужна была. После того как меня обокрали, я остался с проблемами один на один. Гульмира не имела право претендовать на часть в компании, она всё ценное оттуда вывела», сказал Жунусов.

С вопросами к пострадавшему обратилась защитница Батыршаева — Асель Султанмуратова. Она неоднократно уточняла у Жунусова, нанес ли её подзащитный здоровью «пленника» хоть какой-то физический вред. Жунусов на все вопросы отвечал отрицательно. Но, по его словам, Батыршаев угрожал физической расправой и всем видом демонстрировал готовность перейти от слов к делу.

hgjh
Абай Жунусов. Фото: Orda.kz

«Замахивался ли на вас Батыршаев?» — спросила Султанмуратова. «Нет, я не давал каких-либо поводов для этого», — ответил Жунусов. Пострадавший вновь напомнил, что после незаконного лишения свободы и всех угроз он до сих пор находится в тяжёлом психологическом состоянии.

Далее судья спросил у обвиняемой, есть ли у неё вопросы к потерпевшему. Зал заметно оживился, журналисты перепроверили, включены ли диктофоны. Гульмира Сатыбалды громко заявила:

«Уважаемый суд, у меня вопрос к бывшему зятю. Он (Жунусов) везде кричит, что я бывшая сноха Назарбаева, но почему он не упоминает каждый раз, что он мой бывший зять? Он говорит, что по моей инициативе против него открывались дела. И если я такая всемогущая, почему все дела закрылись? Это меня поражает!»

Судья заметил, что вопрос эмоциональный, и посоветовал формулировать словесные обращения «в более юридической форме».

Потерпевший заявил, что Гульмира Сатыбалды всегда пользовалась возможностями своего супруга, который приходится племянником экс-президенту Казахстана.

«То, что я ваш бывший зять, я не скрывал и постоянно об этом говорю. Вы же не просто действовали одна. Вы действовали, ссылаясь на вашего бывшего мужа, Кайрата Сатыбалды. А почему все дела прекращались? Потому что не смогли доказать мою вину, доказательств не было. И вообще, у вас не было морального права, чтобы так действовать: напасть на меня и удерживать»,  ответил Жунусов.

Затем судья Мартбек Какимжанов сам обратился к пострадавшему и попросил прояснить ещё раз ситуацию с долгом перед банком ВТБ, который, по словам Жунусова, Сатыбалды «повесила» на него.

«На сегодняшний день я являюсь должником ВТБ банка. Все мои счета заблокированы. На меня подали иск с целью взыскать с меня имущество», сказал бывший зять Гульмиры Сатыбалды.
фото Орда
Фото: Orda.kz

Адвокат Жунусова Рашид Тенизбаев добавил, что антикоррупционная служба рассматривает отдельное уголовное дело, связанное со строительством ЖК «Восточка». Дело возбуждено по ч. 4 ст. 190 УК («Мошенничество в особо крупном размере»).

«Мы ставим вопрос о привлечении к ответственности ряда должностных лиц в тот период (2019 год). В первую очередь это "Нурбанк", должностные лица акимата города Алматы и должностные лица АО "Samruk-Kazyna construction". Противоправные действия, как мы считаем, Сатыбалды не могла совершить в одиночку. Эпизод очень большой, сложный, связанный со строительством 24 домов»,  поделился подробностями адвокат.

Когда Жунусов находился в заточении, Сатыбалды, по словам Тенизбаева, летала в Москву для решения вопросов с финансированием строительства.

«Стройка на тот момент была парализована из-за неэффективного управления доверенных лиц Сатыбалды. Банк профинансировал, но списал личную гарантию Жунусова. При этом руководство банка ввели в заблуждение, что Жунусов в курсе всего и дал согласие на эти действия. В итоге эти деньги, которые ВТБ предоставил, Сатыбалды сняла в свою пользу и оставила стройку с долгами. И эти долги переписали на Жунусова», продолжил Рашид Тенизбаев.

Затем, со слов адвоката, ВТБ подал в суд на Жунусова и взыскал с него 7,8 млрд тенге. Но сумма сейчас вдвое больше из-за пеней и просрочек.

«Представители ВТБ обратились в Бостандыкский районный суд. Судебный исполнитель взыскивает м Жунусова эту сумму. Это всё связано с самоуправством Сатыбалды. В тот период Жетпысбаев из АО "Samruk-Kazyna construction" выезжал в Дубай, встречался с Кайратом Сатыбалды, чтобы получить его одобрение»,  добавил адвокат бизнесмена.

Судья уже хотел пригласить на место Абая Жунусова второго пострадавшего, его брата Алтая, когда со стороны защиты выступила мать Мади Батыршаева.

«Вы же говорили мне при личной встрече, что у вас нет никаких претензий к моему сыну. А теперь обвиняете его в таких вещах. Вы говорили, что мой сын хороший человек, что он просто действовал по указке Гульмиры Сатыбалды. А ведь он чей-то сын, он отец детей», эмоционально обратилась женщина к Жунусову. 

Пострадавший опроверг слова женщины. 

«Я вам такого не говорил. Ваш сын участвовал в преступных действиях. Вы же сами говорили, что рядом с ним всё время не ходили, не знаете, какую работу он делает. Откуда, вы думаете, у него квартира, машина, деньги? Он работал с Гульмирой Сатыбалды по своей воле и получал за это вознаграждение», заявил Жунусов.

Наконец судья пригласил второго пострадавшего по делу — Алтая Жунусова. Опрос начал прокурор Алмас Байбараков. Он попросил потерпевшего рассказать, как он стал жертвой вымогательства Гульмиры Сатыбалды. 

Орда
Фото: Orda.kz
 «14 февраля я услышал, что моего брата Абая насильно забрали из дома мамы. Гульмира Сатыбалды обвинила его в том, что он украл у неё деньги. На следующий день с нами связался юрист компании "Baur Kazakhstan" Жумадильда и сказал, что я должен переписать всё имущество, чтобы освободить брата. Также все сведения о собственности должны были предоставить Гульмире наша мать и другой брат — Касым», рассказал Алтай Жунусов.

На вопрос, какую сумму требовала с семьи Жунусовых Сатыбалды за свободу своего бывшего зятя, он ответил:

«От нас требовали, чтобы мы отдали всё наше имущество».

Алтай Жунусов также пояснил, почему он и все родственники не обратились за помощью в правоохранительные органы.

«Мы об этом неустанно говорим уже третий день. Мы не стали обращаться, так как имели родственные связи с этими людьми. До этого случая у нас были хорошие отношения с семьёй Сатыбалды. Мы вместе участвовали как сваты на семейных мероприятиях. Мы думали, если перепишем всё имущество, она выпустит Абая и всё закончится очень быстро. Но несмотря на то, что мы выполнили все условия Гульмиры, Абая не выпускали на свободу, и нас к нему не пускали»,сообщил он.

По словам потерпевшего, близкие действительно опасались за жизнь Абая Жунусова.

«Угрозы были настолько реалистичными, что мой брат Абай хотел покончить жизнь самоубийством, поэтому мы всё своё имущество переоформили на людей Гульмиры», подчеркнул он.

Адвокат потерпевшего Олжас Карбозин также успел задать несколько вопросов своему клиенту. Он спросил, когда родственники смогли посетить Абая Жунусова, незаконно удерживаемого дома людьми Гульмиры Сатыбалды.

«Мы смогли получить разрешение увидеть брата только после того, как отдали всё своё имущество. Когда мы его увидели, он выглядел очень напуганным, сидел в комнате, в которой не было света. Он сказал, что его обвиняют в воровстве. Он просил нас ни к кому не обращаться за помощью, потому что это будет действовать против него. Но мы посоветовались и решили обратиться к Светлане Мырзахметовне, матери Кайрата Сатыбалды. Она хорошо нас встретила и пообещала помочь, поговорить с сыном. Мы ожидали, что ситуация наладится. У Абая ведь были хорошие отношения с ней», рассказал Алтай Жунусов. 

Судья объявил перерыв до понедельника, 17 июня. 

После заседания адвокат Абая Жунусова — Рашид Тенизбаев, отвечая на вопрос журналистов, пригласят ли в качестве свидетеля мать Кайрата Сатыбалды, сказал, что в этом нет необходимости.

«Мы не такие кровожадные и понимаем, что она в возрасте и переживает стресс. Месяц назад Абай Кадырович (Жунусов) сам потерял маму. У неё случился инсульт в 2019 году, когда произошли эти события, после этого состояние её здоровья стало ухудшаться», сообщил Тенизбаев.

Адвокат также сказал, что при необходимости обе стороны могут ходатайствовать о привлечении к процессу в качестве свидетеля Кайрата Сатыбалды.

«Так как он (Кайрат Сатыбалды) отбывает наказание в местах лишения свободы, его могут подключить онлайн. Технически это возможно», резюмировал он. 

Адвокат обвинения отметил, что будут новые процессы с новыми обвиняемыми. Так что, уважаемые читатели, наберитесь терпения и следите за событиями вместе с нами.

Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

  • 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
  • 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
  • 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).

Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости