«Конкретно сказала, что убьёт»: новые подробности из зала суда по делу Гульмиры Сатыбалды

cover Абай Жунусова. Фото: Orda.kz

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Алматы завершился второй день слушаний по делу Гульмиры Сатыбалды и её помощника Мади Батыршаева. Пострадавший Абай Жунусов ответил на все вопросы своего адвоката. К его допросу приступила сторона обвинения. О том, что происходило в зале суда, рассказывает корреспондент Orda.kz.

В первой половине дня адвокат Рашид Тенесбаев продолжил опрос своего клиента — Абая Жунусова, бывшего зятя Гульмиры Сатыбалды.

В своих показаниях пострадавший вновь поведал, как Сатыбалды отобрала у него активы компании Baur Kazakhstan. В состав АО, которое Жунусов создал в 2011 году, входил ряд строительных предприятий, компании по разведке, добыче твёрдых полезных ископаемых и минеральных ресурсов. С его слов, Сатыбалды принуждала его переписать акции АО «Baur Kazakhstan» на некого Игоря Радионова.

«Он раньше был водителем Кайрата Сатыбалды, потом стал личным водителем и помощником Гульмиры», сказал Жунусов.

Он также рассказал, что люди, которые «участвовали в противоправных действиях против него, были вознаграждены»:

«Батыршаев, Радионов, водитель Аскар Жакупов, помощник Кайрата Шалкар Касенов, мать Алишера Альжинбаева, помощника замакима Алматы и другие получили в подарок квартиры».

Кроме того, Абай Жунусов поведал о роли сотрудника АО «Нурбанк» Каната Ахметова в сделке о передаче компании Baur Kazakhstan. По его утверждению, в банке была открыта кредитная линия для ТОО «Ария - Жана Астана», чтобы Гульмира Сатыбалды могла погасить свои долги.

«Гульмира Сатыбалды вела себя нагло и цинично, понимала свою безнаказанность. Она всегда показывала, что за ней стоит Кайрат. И хотела, чтобы я приполз к ней, чтобы сказал, что буду золотой рыбкой, а взамен ничего просить не буду», заявил потерпевший.

На вопрос о том, были ли реализованы какие-либо важные проекты в период с 2019 по 2021 годы, когда Сатыбалды полностью владела компанией, Жунусов ответил:

«С момента как у меня отняли долю, она старалась вести несколько проектов. Но успехом эти проекты не увенчались, о чём свидетельствует уголовное дело в Кызылорде. Не было стратегии развития компании, не было хороших проектов. Они занимались освоением денег, старых контрактов».

Далее к допросу приступила сторона Гульмиры Сатыбалды, адвокат Асемгуль Даниалова. Защита обвиняемой выстроила тактику допроса потерпевшего на одном вопросе: «Почему вы не просили о помощи?»

Даниалова напоминала Жунусову, что во время его «плена» его особняк площадью в тысячу квадратных метров всё это время обслуживали домработница и садовник; а также во время выездов в офис Кайрата Сатыбалды и компании Sigma у пострадавшего были возможности обратиться за помощью к людям. Жунусов на все вопросы отвечал, что такой возможности у него не было: якобы он был скован страхом за свою жизнь и жизнь близких.

«Возможно, у меня не хватило смелости. Я испугался. Думал, что дальше будет ещё хуже. Мной настолько овладел страх, что я не смог никому ничего сказать. Я боялся пыток», заявил он.

Жунусов поделился воспоминаниями о том, как работал с Кайратом Сатыбалды.

«Он пригласил меня, сказал, что есть ряд проектов под контролем государства. Партия "Менің Қазақстаным" и "Наурызбанк". Он имел ряд приватизированных активов (издательский комплекс "Дәуір", книжная фабрика "Кітап"), чтобы я помог ему разрулить ситуацию, которая возникла в его компании. Меня пригласили в качестве кризис-менеджера. В течение 12–15 месяцев мне удалось вывести их из кризиса. У меня был горький опыт работы с Кайратом. Я думал, что получу бонусы, проделал большую работу. Мы закрыли кредит и сохранили производство. Эта компания потом была передана матери Кайрата Сатыбалды. Я думал, что получу вознаграждение за работу. К сожалению, я не получил. После этого Гульмира захотела со мной работать. В конце я сильно сожалел, что связался с ней», сказал Жунусов.
Пострадавшие Абай, Алтай, Касым Жунусовы и их адвокаты
Пострадавшие Абай, Алтай, Касым Жунусовы и их адвокаты

После обеденного перерыва слушания перенесли в другой зал. Журналисты засыпали от жары и монотонного темпа речи пострадавшего, как внезапно на очередной вопрос Даниаловой, почему он не вызвал полицию, когда в его руках был телефон, Жунусов сорвался на крик:

«Гульмира мне по телефону конкретно сказала, что меня убьёт! То есть у неё настрой был жёсткий. Она сказала, что если я покину территорию дома, она меня убьёт! После этого я не только не мог кому-то позвонить, но и испугался ещё больше!» 

В одном из эпизодов Даниалова поинтересовалась у Жунусова, были ли у группы Baur Kazakhstan к моменту его незаконного удержания в неволе (февраль 2019 года) недостроенные объекты. Она имела в виду скандально известный жилой комплекс «Восточка» в городе Алматы. Дольщики многострадального ЖК неоднократно жаловались на срыв сроков строительства. Заказчиком проекта выступило АО «Samruk-Kazyna construction», которое инвестировало 80 процентов стройки, остальные 20 процентов должно было обеспечить TOO «Baurdevelopment group». 

«Что вы можете пояснить по поводу того, что начиная с середины 2019 года во всех СМИ было опубликовано, что "Baurdevelopment group" уже два года, начиная с 2017 года, не может построить объекты по программе "Нурлы жер", а дольщики не могут въехать в свои квартиры?» спросила у Жунусова адвокат обвиняемой.
«Я уже говорил, что восемь жилых домов были фиктивно введены в эксплуатацию. Жилой комплекс строила наша дочерняя компания "Baurdevelopment group", подрядчиком выступало другое дочернее предприятие, "Ария — Жана Астана". Непосредственно к заказчику — фонду недвижимости Samruk-Kazyna в лице Жетписбаева — имела отношение Гульмира Сатыбалды», отметил Жунусов, при этом отрицая прямое отношение к руководству стройки.

Адвокат Гульмиры Сатыбалды ходатайствовала, чтобы статью о проблемной стройке «Восточка» приобщили к материалам дела. Суд удовлетворил ходатайство.

На вопрос «почему не достроили объекты?» обвиняемый вновь напомнил, что на него «незаконно оформили ТОО "Baurdevelopment group"», чтобы он закрыл долги компании перед банком ВТБ.

«В пассивной части компании были только долги перед банками, а в материальной части объекты, которые были выведены транзитом из компании через Samruk-Kazyna construction», в очередной раз повторил Жунусов.

Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

  • 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
  • 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
  • 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).

Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал ее виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.

Заседание продолжится в четверг, 13 июня. Orda.kz по-прежнему будет информировать читателей о деталях процесса.

Читайте также:

Лента новостей

все новости