Узник Гульмиры Сатыбалды: репортаж из зала суда

cover Фото: Orda.kz

Вчера в специализированном межрайонном суде по уголовным делам города Алматы прошёл первый день слушаний по делу Гульмиры Сатыбалды и её помощника Мади Батыршаева. В качестве пострадавшей стороны выступают её бывший зять Абай Жунусов и его братья Алтай и Касым. Абай Жунусов успел в подробностях рассказать о том, как полгода его незаконно удерживали люди Гульмиры Сатыбалды, а также о рейдерском захвате его компаний и имущества его родственников. Репортаж из зала суда подготовила корреспондент Orda.kz.

В 10 утра судья Мартбек Какимжанов объявил заседание суда открытым и запретил СМИ передавать или публиковать в открытом доступе фото- и видеоизображения подсудимых и их адвокатов.

Более пяти часов, с перерывом на обед, пострадавший Абай Жунусов давал показания. Он рассказал, как в 2011 году создал компанию АО «Baur Kazakhstan». На тот момент в состав АО входил ряд строительных предприятий и компании по разведке, добыче твёрдых полезных ископаемых и минеральных ресурсов: ТОО «Ария Жана Астана», ТОО «Премьер НС», ТОО «ТМ Engeenering», ТОО «Baurdevelopment group», TOO «Bercke Astana group», TOO «Saryarka Investment Group», TOO «Petrotel», MAG Resource и другие компании.

«Источником формирования компании служили мои деньги и имущество и организаций, которые принадлежали мне. Рыночная стоимость названного имущества составила около восьми миллионов долларов. С момента регистрации компания была оформлена на меня. Я был единственным участником», сообщил он.

Вскоре после регистрации компании Гульмира Сатыбалды предложила Жунусову вести бизнес вместе, заявила, что обладает административными ресурсами для успешного развития компании: 

«Она позиционировала себя человеком, близким к членам семьи Назарбаевых, так как являлась бывшей супругой племянника первого президента Кайрата Сатыбалды. Также хочу отметить, что она родная сестра моей бывшей супруги Раи Примбетовой».

Доли в совместном бизнесе распределили следующим образом: Сатыбалды — 34 процента, Жунусов — 33 процента, А. Жумагулов — 33 процента. Главным финансовым партнёром АО был ВТБ банк. 

Как сообщил Жунусов, принадлежащие АО компании ТОО «ТМ Engeenering» и TOO «Baurdevelopment group» участвовали совместно с АО «Samruk-Kazyna construction» в инвестиционных проектах по строительству многофункциональных жилых комплексов в Астане и Алматы в рамках госпрограммы «Нурлы жер». 

«Стоимость проекта жилого комплекса оставила около 20 млрд тенге. Гарантом успеха, то есть исполнения обязательств застройщиков перед АО "Samruk-Kazyna construction" выступил международный банк ВТБ. Он выпустил гарантию на общую сумму 7,8 млрд тенге. Как официальный учредитель группы компаний я выступил гарантом перед международным банком ВТБ»,  рассказал пострадавший.

По его словам, на тот момент, когда Гульмира Сатыбалды организовала рейдерский захват, на счёте у TOO «Bereke Astana group» было более 10 млрд тенге, у ТОО «Baurdevelopment group» — 3,4 млрд тенге. Оценочная стоимость ТОО «ТМ Engeenering» составила 3,6 млрд тенге, а ТОО «Petrotel» — около 500 млн тенге.

Жунусов утверждает, что за семь лет совместной деятельности перечислил на банковский счет Гульмиры Сатыбалды почти семь миллионов долларов, «включая оплату её обязательств перед банками второго уровня, связанных с приобретением элитной недвижимости в Турции, а также передал ей актив в виде недвижимости в Алматы стоимостью 500 млн тенге».

По мнению Жунусова, основным мотивом для преступных действий по захвату его долей в бизнесе стали постоянно растущие денежные расходы его бизнес-партнёрши:

«У неё росли денежные расходы, которые я перестал полностью обслуживать, что сильно её раздражало. Хотя ежемесячно я платил ей с бизнеса 35 000 долларов, у неё возникла потребность единолично распоряжаться деньгами. К этому добавились её нездоровые амбиции по захвату бизнеса третьих лиц, одним из которых оказалось Galanz bottlers». 

Для того чтобы закрыть долги этой компании перед Capital Bank Kazakhstan, обвиняемая уже в ноябре 2018 года без ведома Жунусова переписала ТОО «Ваur impex» на Айгуль Мекешову и переименовала в ТОО «Махі чай».

В конце января 2019 года Жунусов поехал к своим детям в Америку. 

«Когда я находился там, Сатыбалды позвонила мне и рассказала о её конфликте с семьёй Алагузовых. В их поддержку вмешалась Дарига Назарбаева. По словам Гульмиры, она (Д. Назарбаева) потребовала прекратить беспредел. Об этом она предупредила Гульмиру через Самата Абиша»,  отметил пострадавший. 

Жунусов утверждает, что посоветовал обвиняемой «не участвовать в таком произволе». Однако Гульмира спустя несколько дней сообщила ему, что заручилась поддержкой бывшего мужа и собирается захватить бизнес Алагузовых. 

09 февраля 2019 года Сатыбалды снова позвонила Жунусову, но в этот раз не за советом, а с обвинениями в его адрес:

«Обвинила меня в хищении денег из общего бизнеса. Для меня это было неожиданностью. Я просил объяснить причину такого обвинения. Но не получил ответа, так как она только кричала и ругалась, требуя вернуть деньги».

Жунусов вылетел в Казахстан первым рейсом и уже 12 февраля был в Алматы. На следующий день он находился в доме матери, куда поздно вечером приехала Гульмира Сатыбалды со своими подельниками. 

«Она сказала, что её помощник Батыршаев позвонил членам ОПГ, которые должны вот-вот приехать, чтобы расправиться со мной. Я испугался, так как не ожидал такого развития событий. Против моей воли, с применением психологического и морального давления Сатыбалды заставила меня сесть к ней в машину. Не объяснила, куда поедем. Но предупредила, что подъедут люди, которые увезут меня в лес и заставят копать себе могилу», рассказал Жунусов.

Он сообщил, что Сатыбалды отвезла его в офис АО «Baur Kazakhstan», расположенный в ЖК «Гаухартас». Здание снаружи было оцеплено людьми в масках. Внутри офиса при сотрудниках компании бизнес-партнёрша обвинила Жунусова в хищениях и потребовала переписать на неё весь бизнес. В случае неповиновения угрожала «отвезти в лес». Сатыбалды поручила Мекешовой собрать доказательства и подтвердить факты хищения со стороны Жунусова. В здании офиса его удерживали более восьми часов. 

«В один момент, когда Сатыбалды вышла, в кабинет зашла её сестра Рабига Мустафина, которая начала меня успокаивать. Плача, она говорила, чтобы я отдал всё, что просит Гульмира. Она предупредила, что будет очень ужасно: "Люди, которые пришли, — это люди, которых ты даже представить не можешь, они будут с тобой разговаривать с применением силы". На что я ей ответил: "Рабига, ты что, это мой бизнес"»,  рассказал суду Жунусов.

По его словам, всё уже шло к физическому насилию, но внезапно приехала полиция. Сатыбалды удалось «развернуть» сотрудников правоохранительных органов, и она вновь вернулась к Жунусову.

«После этого Сатыбалды не знала, что со мной делать дальше. То есть речь шла о том, что меня необходимо где-нибудь удержать до предоставления доказательств о моём якобы хищении денег из компании. И сказала, что она подберёт место, где можно будет меня оставить до утра, комнату без окон, то есть глухой кабинет. Ходила туда-сюда, думала, после чего сказала, что увезёт меня с собой, на тот момент я не знал, куда меня повезут»,сообщил он.

Жунусова отвезли к нему домой в микрорайон Каргалы и в течение полугода никуда не выпускали. Вывозили против его воли лишь на встречи с Кайратом и Гульмирой Сатыбалды, а также на аудиторские проверки. 

«Я оставался "под стражей" 165 дней, с 14 февраля 2019 года по 28 июля 2019 года. Мои попытки выйти из дома были заблокированы, в дом пускали людей только по разрешению Сатыбалды и Батыршаева», отметил пострадавший.

По словам Жунусова, он не мог обратиться в полицию, так как понимал, что Кайрат и Гульмира Сатыбалды имеют неограниченное влияние на правоохранительные органы. 

В марте 2019 года Батыршаев и его помощники отвезли Жунусова в БЦ «Кайсар Плаза» для встречи с Кайратом Сатыбалды. Племянник первого президента сообщил, что его компания Sigma проведёт аудит деятельности группы компаний Baur Kazakhstan. Результаты проверки, по словам Жунусова, должны были решить его судьбу.

«При этом он меня строго предупредил, что если выяснит, что я украл деньги, он будет со мной разбираться по-другому: "чёрные с тобой по-чёрному разберутся, а красные по-красному", если говорить дословно», отметил Жунусов.

В мае 2019 года пленника отвезли в офис аудиторской компании Sigma, расположенном на втором этаже ЖК «Есентай». Там пострадавший прошёл проверку на полиграфе, принадлежавшему, по его словам, АО «Казахтелеком».

«Чтобы определить мой психологический портрет и поиск активов (имею ли я активы за рубежом или внутри страны, деньги и так далее). Как мне стало известно, на детекторе лжи до меня побывали также другие ключевые сотрудники компании. При проведении аудита беседу со мной вели руководители Sigma — Тимур Найзабеков, Абай Алимов, Дмитрий Покупательев, Вячеслав Тен, Ербол Тулкибай», свидетельствовал Жунусов. 

Результаты полиграфа озвучили на очередной встрече с Кайратом Сатыбалды, которая состоялась спустя почти два месяца также в офисе аудиторской компании. 

«Аудиторская компания Sigma по результатам аудита не смогла подтвердить доводы Гульмиры Сатыбалды о хищениях и выводе денег. Аудит указал лишь на неэффективное управление бизнесом», заявил Жунусов в суде.

Помощник Кайрата Сатыбалды Рашид Махат оповестил пострадавшего о решении влиятельного родственника. За Жунусовым оставили АО «Baur Kazakhstan», а ТОО «Bereke astana group» должно было перейти в собственность Гульмиры. При этом Жунусов должен был выполнить её особые условия. Только тогда, по его утверждению, ему обещали вернуть свободу, документы, мобильные телефоны, а также закрыть уголовное дело, которое инициировала против него обвиняемая.

«Гульмира объявила, что в обмен на мою свободу я должен переписать на себя компанию TOO "Baur Development group" с долгами перед банком ПАО ВТБ. Таким образом она хотела уйти от ответственности перед банком», сказал Жунусов.

Пятого июля 2019 года Жунусов получил электронное письмо от Абая Алимова с проектом договора купли-продажи доли ТОО «Baur Development Group». 

«Согласно документу, я должен был принять все текущие рисковые моменты по компании, это было требование "акционера". Абай Алимов в то время был членом совета директоров АО "Казахтелеком" и представителем компании Skyline Investment Company в Казахстане, поэтому под "акционером" я понимал Кайрата Сатыбалды», сообщил пострадавший.

В итоге компанию оформили на Жунусова и его зятя К. Батырбекова. Но несмотря на сделку, Жунусова не освободили и документы ему не вернули. По мнению потерпевшего, обвиняемой нужно было время, чтобы вывести из компании активы — 16 жилых многоквартирных домов — и передать их TOO «Berkut Development», созданному ею же с участием АО «Samruk-Kazyna construction». Также в этот период с Жунусова взыскали долг в пользу ВТБ банка на сумму 7,8 млрд тенге. 

«Так, Сатыбалды и должностные лица АО "Samruk-Kazyna construction" за несколько месяцев до окончания срока строительства вывели часть инвестиций этого АО, лишили средств ТОО "Baurdevelopment group" для завершения строительства, создали ситуацию для заявления требования выплаты по гарантии ВТБ», рассказал Жунусов.
Он также утверждает, в этот период фиктивно ввели в эксплуатацию восемь жилых домов вместимостью 538 квартир. В махинации, по словам потерпевшего, участвовали должностные лица АО «Samruk-Kazyna construction» и городские службы акимата Алматы. 

После того как Жунусов оплатил долг перед ВТБ, Гульмира Сатыбалды потребовала у него TOO «Baurdevelopment group» обратно. В декабре 2019 года компания снова была оформлена на доверенных лиц обвиняемой. 

«В дальнейшем, в январе 2021 года, с целью ухода от обязательств перед ПАО ВТБ банком, Сатыбалды Г. К. переписала TOO "Baurdevelopment group" на ранее судимого М. Мукашева, который, как мне стало известно позже, скончался на производственной базе ТОО "Премьер НС", где он проживал с момента приобретения ТОО "Baurdevelopment group"», рассказал пострадавший.

Жунусов также перечислил всё имущество, которое Гульмира Сатыбалды «отжала» у его родственников, пока держала его в заточении. По его словам, она угрожала его близким, что убьёт его. В страхе за его жизнь они переписывали на её подчиненных машины, закладывали дома и выплачивали их полную стоимость.

В феврале 2019 года братья потерпевшего, Касым Жунусов и Аскар-Али Кадырулы переписали в пользу доверенных лиц обвиняемой два автомобиля Toyota Land Cruiser 200. Тогда же Касым Жунусов заложил свой дом, а вырученные деньги (180 тысяч долларов) передал под расписку президенту АО «Baur Kazakhstan» Б. А. Кабенову.  В марте 2019 года Алтай Жунусов тоже заложил по договору займа свой дом, а полученные 50 млн тенге также отдал Кабенову. 

«Таким образам, мои братья были вынуждены ради спасения моей жизни согласиться на незаконные требования Сатыбалды, так как она сказала, что если её требования не выполнят, меня убьют. Она потребовала переоформления доли в уставных капиталах и имущества АО "Baur Kazakhstan", ТОО "Baurdevelopment group", TOO "MAG Resources", TOO "ТМ Engineering Group", ТОО "Премьер-НС", ТОО "Ария-Жана Астана", TOO "Petrotel", TOO "Bereke Astana Group", TOO "Saryarka Investment Group" и их имущества. Осознавая бесполезность принятия каких-либо мер по защите и отстаиванию своих интересов и прав на имущество, оказавшись в безвыходном, сломленном положении, в изоляции от общества и родных, в ежедневном эмоциональном прессинге и подавленном состоянии, я согласился с незаконными требованиями Сатыбалды», резюмировал Жунусов. 

В итоге, по его словам, деятельность АО «Baur Kazakhstan» была парализована, и в октябре 2021 года акционерное общество было «добровольно» ликвидировано. 

Для усиления давления Гульмира Сатыбалды инициировала открытие на бывшего зятя пяти уголовных дел. Но все они в последствии были закрыты за отсутствием состава преступления. 

Когда потерпевший наконец закончил свое выступление, его опросили прокурор и адвокат стороны обвинения. В своих ответах Жунусов повторил сказанное им ранее. В шесть вечера судья объявил перерыв до шестого июня. 

Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

•    126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
•    194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
•    389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).

Читайте также:

Лента новостей

все новости