В Казахстане наблюдается значительный рост числа кибератак и инцидентов интернет-мошенничества. Об этом сообщают аналитики Ranking.kz.

Специалисты отмечают, что пандемия коронавируса заметно ускорила процесс перехода на безналичные платежи, повсеместное использование платёжных карт и развитие электронной торговли.

Напомним, по состоянию на первое октября текущего года в Казахстане находилось в обращении 44,3 млн платёжных карточек. Это на 44,9% больше, чем в соответствующий период прошлого года. Количество держателей карт составило 37,2 млн. Наиболее распространены дебетовые карточки, их доля составляет 76,5%, доля кредитных карт – 20,0%.

«Объём безналичных платежей за январь-сентябрь текущего года составил 22,3 трлн тенге, увеличившись в 2,7 раза за год. При этом основная доля безналичных операций в Казахстане совершена посредством интернет и мобильного банкинга: 81%. Одновременно с ростом количества безналичных платежей и увеличением численности пользователей платёжных карт наблюдается и значительный рост числа кибератак и инцидентов интернет-мошенничества», – говорится в сообщении аналитиков.

Так, за девять месяцев текущего года было зафиксировано 8,3 тысяч случаев интернет-мошенничества – на 52,8% больше, чем в соответствующий период предыдущего года. За последние три года частота таких преступлений увеличились в два раза.

Кроме того, наблюдается рост в сфере наиболее опасных видов кибератак.

«Одним из самых распространённых в мире видов киберпреступлений, с помощью которых чаще всего похищают аккаунты и банковскую информацию, является фишинг. Это вид компьютерного мошенничества, основная цель которого – обманным путем вынудить жертву предоставить мошеннику нужную ему информацию. Фишинг преследуется по закону», – продолжают специалисты.

Так, по итогам десяти месяцев 2020 года в РК было выявлено 1 090 фишинговых атак, в аналогичном периоде прошлого года – 832 атаки. При этом за соответствующий период 2018 года было зафиксировано всего 150 атак, 2017-го – 99 атак, 2016-го – 116 атак.

Росту количества инцидентов в сфере информационной безопасности способствовала и ситуация с пандемией COVID-19. Если в течение 2019 года было зарегистрировано около 50 сообщений казахстанских банков второго уровня о произошедших киберинцидентах, то в 2020-м – уже 134.

В целом из-за роста числа кибератак на банки второго уровня и на потребителей финансовых услуг c первого января 2021 года банкам Казахстана нужно будет на обязательной основе создать специальные службы реагирования на киберинциденты. Такие требования установило агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК. Ранее данные требования к банкам не применялись.

Напомним, утром 28 октября держатели карт Kaspi.kz, пользующиеся его приложением, обнаружили, что оно не работает. Многие не могли купить товары, другие – оплатить услуги. Пользователи соцсетей и мессенджеров рассылали информацию о том, что неизвестные злоумышленники якобы похитили из банка около 79 млн тенге. Позже в Kaspi.kz назвали это фейком. Произошедшее объяснили техническим сбоем.

Поделиться: