Почему фуры стоят по трое суток на границе Казахстана с Россией?

cover Фото: Elements.envato.com

Задержки с пропуском большегрузов на казахстанско-российской границе связаны с требованиями законодательства об экспорте и с нехваткой инфраструктуры, сообщает Orda.kz.

В комитете государственных доходов прокомментировали ситуацию с задержками фур на границе с РФ, о которой на прошлой неделе сообщили российские СМИ. В ведомстве сослались на нормы законодательства и признали, что на пропускных пунктах есть проблемы с инфраструктурой.

Как отметил директор департамента аудита КГД Кадыр Исмагулов в ответе на запрос Orda.kz, между странами ЕАЭС предусмотрено свободное перемещение товаров без таможенного контроля. Но пока в государствах ЕАЭС не приняты единые правила по контролю экспорта, входящие в союз страны применяют национальное законодательство при отслеживании перемещения через границу специфических товаров, в том числе продукции военного назначения.

В КГД в несколько витиеватой форме подтвердили, что жёсткий досмотр грузов, следующих в Россию, связан с соблюдением международных санкций против РФ.

«Перемещение специфических товаров через границу со странами ЕАЭС осуществляется на основании разрешительных документов, выдаваемых Министерством промышленности и строительства Республики Казахстан. Согласно п. 1 ст. 29 договора о ЕАЭС, государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения в случае, если такие ограничения необходимы, в том числе для выполнения международных обязательств», — указал Кадыр Исмагулов.

Представитель КГД подчеркнул, что речь идёт о товарах, в отношении которых действуют запреты или ограничения. Кроме того, по протоколу, принятому ещё в 2015 году, из Казахстана нельзя вывозить товары, прошедшие таможенную очистку по пониженным ставкам ВТО. С этим и связаны задержки при досмотре фур.

«По указанным категориям товаров на границе со странами ЕАЭС перевозчики дополнительно обязаны предоставить соответствующие разрешительные документы, подтверждающие законность перемещения через границу. По другим категориям товаров органы государственных доходов осуществляют проверку сведений в сопроводительных документах, которая длится порядка трёх-пяти минут и не создаёт трудностей для пересечения границы», заверил представитель КГД. 

В КГД также опровергли информацию о том, что очереди на границе образовались из-за технических проблем с электронной системой CarGoRuqsat. Сейчас система работает на 29 из 30 пунктов пропуска. Она позволяет заранее бронировать дату и время пересечения границы, тем самым снижая вероятность появления очередей. Система также фиксирует, когда фуры въезжают и выезжают с пропускных пунктов. Возможность «потерять бронь» исключена, заверили в комитете.

Вместе с тем в КГД признали, что кое-какие сложности с инфраструктурой на границе с Россией всё же есть.

«К примеру, на АПП «Жайсан» (Актюбинская область) функционирует по четыре полосы в каждом направлении, тогда как на российской стороне на АПП «Сагарчин» — по одной полосе, что существенно замедляет процесс пересечения границы. Также на пропускную способность влияют другие сопутствующие факторы, такие как ремонт дорог на пунктах пропуска и в близлежащих районах, неблагоприятные погодные условия, сезонные изменения транспортных потоков», — пояснил Кадыр Исмагулов.

В комитете подчеркнули, что сейчас все пропускные пункты на границе с Россией работают в штатном режиме.

На минувшей неделе в российских СМИ появилась информация о том, что проверка фур, следующих из Казахстана в Россию, стала существенно дольше. Процедура, которая обычно занимала около десяти минут, теперь может длиться по трое суток. На границе ужесточили досмотр грузов, в которых есть продукты питания, медицинские препараты, промышленные грузы, техника и химическая продукция.

Читайте также:

Лента новостей

все новости