Почему базовая ставка в 18 % не поможет побороть инфляцию в Казахстане?

cover Коллаж Orda.kz

Большинство факторов, которые привели к резкому ускорению инфляции, невозможно устранить одним лишь повышением базовой ставки до 18 %. А резкое увеличение ставки подрывает доверие к денежно-кредитной политике Нацбанка — так считают финансисты, сообщает Orda.kz.

Большой обзор, посвящённый повышению базовой ставки, опубликовал советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов. Он указывает, что это уже второе резкое ужесточение денежно-кредитной политики за год.

Причина, по которой Нацбанк пошёл на жёсткие меры, понятна: это годовая инфляция, которая разогналась до 12,9 %. Вопрос в том, что привело к её ускорению. Таких факторов как минимум пять:

  • рост тарифов ЖКХ;
  • завышенное использование средств Нацфонда в конце 2024-го и первом полугодии 2025 года;
  • ослабление тенге к доллару;
  • укрепление рубля с марта 2025-го и, соответственно, ослабление тенге к рублю (а значит, рост цен на импорт из РФ); 
  • крайне высокие инфляционные ожидания как у граждан, так и у бизнеса.

И устранить все эти факторы одним лишь повышением базовой ставки до 18 % просто невозможно. В частности, тарифы ЖКХ продолжат расти.

«Рост тарифов на жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и так далее — неизбежен, и базовая ставка не может влиять на рост этих цен. Заморозка этих тарифов правительством в прошлые годы привела к текущей кризисной ситуации с износом оборудования и инфраструктуры в электро-, тепло-, водо- и газоснабжении в Казахстане. У правительства есть план по росту тарифов, но он крайне непрозрачен, и невозможно предсказать, когда произойдёт следующий месячный скачок в росте регулируемых тарифов», — подчеркнул Мурат Темирханов.

Деньги из Нацфонда шли на реализацию крупных инфраструктурных проектов — но траты из «нефтяной копилки» Казахстана в итоге привели к росту спроса на производственные товары и увеличению их импорта при снижении экспорта. А это тоже способствовало разгону инфляции.

Слабый тенге подлил масла в огонь: падения курса нацвалюты, которые с конца прошлого года происходили трижды, привели к дополнительному росту цен на непродовольственные товары. Продукты также дорожали, но больше из-за ослабления тенге к рублю (Россия — главный партнёр Казахстана по торговле продовольствием).

«Помимо этого, на непродовольственную инфляцию повлиял рост цен на бензин и другое топливо, которые напрямую зависят от решений правительства. В этом году значительно выросли темпы роста продовольственной инфляции. По информации БНС, в 2024 году в среднем ежемесячный рост цен на продовольствие составлял 0,45 % в месяц, а за девять месяцев этого года показатель вырос до 1,05 % в месяц». Мурат Темирханов

Вывод неутешителен: инфляция и курс тенге в Казахстане так нестабильны, что ни население, ни бизнес не знают, чего ждать дальше. И на всякий случай ждут худшего. Высокие инфляционные ожидания дополнительно подстёгивают спрос и ведут к ещё большему росту цен.

Так стоило ли Нацбанку яростно кидаться в бой с инфляцией, задирая базовую ставку сразу до устрашающих 18 %? Аналитик полагает, что нет.

«Даже если бы Нацбанк не повышал базовую ставку, инфляция всё равно бы замедлилась до менее чем 12,5 % к концу года. Замедление инфляции к концу года будет связано с рядом причин, которые были упомянуты в заявлении председателя Нацбанка о базовой ставке». Мурат Темирханов

Нацбанк и правительство уже приняли меры для того, чтобы замедлить инфляцию. Это и отказ от дальнейшего повышения коммунальных тарифов до конца года, и повышение минимальных резервных требований для банков, и резкое увеличение продаж валюты по операциям зеркалирования. Эксперты также ждут ослабления рубля к доллару, что должно снизить давление на тенге. А рынок потребительского кредитования в стране уже и так зарегулировали по максимуму.

«Нацбанк и АРРФР ведут активную и жёсткую работу по охлаждению рынка потребительского кредитования. В этом году номинальные темпы роста потребительских кредитов значительно замедлились, а с учётом роста инфляции рост таких кредитов в реальном выражении замедлился почти в два раза. Таким образом, давление на инфляцию со стороны роста потребкредитов уменьшилось, а к концу года такое давление ещё больше уменьшится из-за дополнительных ограничений регуляторов». Мурат Темирханов

При этом финансист обращает внимание, что глава Нацбанка Тимур Сулейменов ничего не говорил о снижении фискального давления на инфляцию за счёт сокращения изъятий из Нацфонда. Остаётся надеяться, что правительство не попросит увеличить объём трансфертов из «нефтяной копилки» страны, чтобы закрыть бюджетный дефицит.

Аналитик подчёркивает, что резкие скачки базовой ставки снижают доверие к денежно-кредитной политике регулятора. Ставку один раз уже повысили с 15,25 % до 16,5 % в марте — обосновав это решение тем, что дальше «замораживать» экономику уже не придётся. Однако инфляцию это не замедлило. Более того, в конечном счёте Нацбанку пришлось задрать ставку до 18 %, то есть сделать ровно то, что в марте хотели предотвратить.

«Резкие скачки базовой ставки характерны для Нацбанка в последние два года. Раньше Нацбанк гораздо более терпимо относился к ускорению инфляции. Например, в декабре 2022 года Нацбанк повысил базовую ставку с 16 % до 16,75 % при текущей инфляции в 19,6 %. Тогда в пресс-релизе Нацбанка по этому поводу было указано, что со стороны внутренней экономики отмечаются исторически максимальные инфляционные ожидания, большой дисбаланс спроса и предложения, а также перестройка торговли при ускоренном росте импорта».Мурат Темирханов

На практике, отмечает финансист, у Нацбанка проблемы с применением инфляционного таргетирования. Системные проблемы в экономике и действия правительства, не согласованные с регулятором, мешают эффективно бороться с ростом цен в стране. И за два года эти проблемы только усилились. Да и сам Нацбанк ведёт себя непоследовательно: то медлит с выполнением срочных задач, то закручивает гайки, когда можно действовать мягче.

«Используя стандартные принципы работы режима «инфляционное таргетирование», в октябре Нацбанк должен был повысить базовую ставку, но максимум на 50 базисных пунктов. Большее увеличение ставки будет способствовать росту дисбаланса в экономике», — резюмирует аналитик.

О том, почему Нацбанк внезапно повысил базовую ставку до 18 %, читайте по ссылке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости