Почему Абиш отделался условным сроком: адвокаты привели доводы

cover Фото: Pixabay.com

Приговор бывшему зампреду КНБ Самату Абишу, которого признали виновным в превышении власти во время Кантара, вызвал возмущение в обществе. Депутаты негодуют, мол, почему родственника экс-президента «пощадили». Однако, как считают юристы, у судьи действительно были основания вынести такой вердикт. Orda.kz поговорила с экспертами о том, насколько справедливо понёс наказание племянник бывшего Елбасы.

26 февраля столичный суд вынес приговор Самату Абишу за превышение власти и должностных полномочий. Его обвиняли по части 4 статьи 362 Уголовного кодекса. С учетом грифа «секретно» судебные заседания проходили в закрытом формате.

В суде прокурор просил назначить наказание в виде лишения свободы на восемь лет с лишением права занимать определенные должности сроком на 10 лет. Также на основании статьи 63 Уголовного кодекса гособвинитель просил условное осуждение с установлением пробационного контроля.

Статьей 63 устанавливается, что «если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным». Абиш полностью признал вину и чистосердечно раскаялся. В итоге суд вынес решение:

«Абиш признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 362 Уголовного кодекса РК, и осуждён на восемь лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок в 10 лет. На основании статьи 63 Уголовного кодекса РК постановлено считать назначенное наказание условным».

Смягчающими обстоятельствами суд признал наличие малолетних детей у подсудимого и его чистосердечное раскаяние. Отягчающих обстоятельств не установили.

Также в соответствии со статьей 49 Уголовного кодекса РК суд решил внести представление президенту страны о лишении Самата Абиша специального звания и государственных наград.

Почему условно

В части 6 статьи 63 Уголовного кодекса РК говорится, что условное осуждение не применяется за особо тяжкое преступление, а также коррупционное правонарушение.

Вместе с тем, Абиш признан виновным по статье, которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет, а в случаях, когда оно совершено «в целях извлечения выгод и преимуществ либо нанесения вреда другим лицам, то наказание сопровождается конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности».

Суд не мог допустить ошибки в случае Абиша, уверен адвокат Сергей Уткин. К тому же, по его словам, сыграл и тот факт, что к этому делу было приковано внимание почти всей страны.

«Если смотреть по закону, то условный срок во многих случаях возможен. Вы понимаете, что судьи не дураки, они не самоубийцы, не нужно искать тут подвох. У судьи есть право выбирать, какой срок давать подсудимому — условный или нет. Когда такие политические дела, почему бы не дать ему условно? Тем более у него не особо тяжкое преступление. Я уверен, если судья вынес такой приговор, то по закону он имел право», — объясняет Уткин.

Несправедливость в судебной системе

Беспрецедентным случаем считает приговор Абишу юрист Сержан Пралиев. Он подчёркивает, что это показало избирательность казахстанской судебной системы. А в качестве примера приводит «Хоргосское дело».

«За подобные преступления офицерам дают реальные сроки. Помните дело "Хоргос", там одного из фигурантов тоже отпустили по ходатайству прокурора. 63 статья применяется на усмотрение суда. Ведь Абиш признал вину и раскаялся: "Прошу понять и простить". Его и простили, вот вам избирательное правосудие! Если в 4 части указано условное наказание, то не может быть применено к коррупционному правонарушению и особо тяжкому преступлению. Но если вы посмотрите эту же статью, пункт, где про ДТП, то там раньше можно было получить условно по соглашению сторон, но сейчас этой лазейкой пользоваться нельзя. Дело в том, что часть 4 статьи 362 предусматривает срок от пяти до 10 лет. И автоматически это уже не особо тяжкое преступление. Они чётко и грамотно все отработали, апелляцию никто не подаст. Прокурор просил условно, и суд удовлетворил»,
делится Пралиев.

По мнению адвоката Тлеужана Кишкенебаева, суд не мог дать условный срок. Он считает, что в деле были существенно искажены факты, а приговор вынесли несправедливо. К тому же, повлияли родственные связи Абиша с бывшим президентом Назарбаевым.

«Такое решение не совсем обоснованно. Его судили по делу о январских событиях. Сколько людей погибло и пострадало. Поэтому вынести такой приговор было неправильным. Лично я не поддерживаю. Несомненно, суд может учесть статью 63 Уголовного Кодекса, но для этого должны быть серьёзные основания. Судья повёл себя некомпетентно. Статью 63 обычно применяют в тех случаях, когда пострадавшая сторона идёт на встречу обвиняемому и просит облегчить ему наказание. То есть, если стороны примеряются, то суд дает шанс подсудимому исправиться. И тогда назначается условный срок. А тут Абиш обвинялся в превышении власти. В итоге пострадало немало людей, общество получило невзгоды, государство понесло потери. О каком примирении может идти речь?»
задается вопросом Кишкенебаев.

Вера не угасает

Депутат Мажилиса Абзал Куспан тоже не согласен с решением суда. Он верит в справедливость, надеясь, что гособвинители будут подавать апелляцию.

«В качестве депутата я не имею права давать оценку приговору, согласно требованиям Конституции. Но в качестве гражданина Казахстана поддерживаю мнение общества. Я считаю, что приговор Самату Абишу вынесли несправедливо. Сейчас казахстанцы возмущены, и я на их стороне. Согласно информации, распространённой СМИ, его судили по части 4 статьи 362 Уголовного Кодекса. Но здесь можно рассматривать один вариант: прокурор запрашивал восемь лет лишения свободы. Следовательно, между приговором суда и ходатайством прокурора есть существенное расхождение. Поэтому мне хочется верить, что пока приговор не вступил в силу, гособвинитель будет подавать апелляцию»,
отметил Куспан.

Согласно статье 11 УК РК, преступление, которое совершил Абиш, относится к тяжким. А к особо тяжким относятся те, которые предусматривают наказание сроком более 12 лет. Именно поэтому применили статью 63 УК. Также согласно пункту 29 статьи 3 УК, к коррупционным относится только преступление, предусмотренное пунктом 3 части 4 статьи 362 УК «Превышение власти или должностных полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям». Абиш осуждён по другому составу «Превышение власти или должностных полномочий, повлекшие тяжкие последствия».

Следовательно, придраться к приговору суда никак невозможно, поскольку с юридической стороны он вполне обоснован.

Ранее министр внутренних дел Ержан Саденов прокомментировал приговор Самату Абишу и рассказал, что подразумевает его условный срок. А депутат Мажилиса Ермурат Бапи назвал приговор «смешным». 

Читайте также:

Лента новостей

все новости