Пленница пика Победы: альпинистка, застрявшая в горах Кыргызстана, больше не подаёт признаки жизни

Российская альпинистка Наталья Наговицина, сломавшая ногу на спуске с пика Победы в Кыргызстане, больше не подаёт признаки жизни. Она осталась без еды и ждала помощи больше недели, сообщает Orda.kz.
47-летняя спортсменка находится в спальном мешке на высоте 7200 метров ещё с 12 августа. В этих местах температура уже опустилась до 23 градусов мороза. Ситуация осложняется тем, что спасательная операция практически невозможна из-за рельефа и непогоды. Спуск пострадавшей с горы может занять несколько дней даже у сильной акклиматизированной команды.
Кыргызские спасатели планировали выйти к месту, где застряла альпинистка, во вторник. Но подъём к ней может занять до шести дней: ближайшая точка, откуда возможно начать путь, — лагерь «Южный Иныльчек», расположенный на три с половиной километра ниже по вертикали. Сейчас несколько опытных альпинистов, не дожидаясь официальной экспедиции, готовятся самостоятельно отправиться на поиски Натальи. Об этом пишет телеграм-канал SHOT.

Что произошло в горах
Альпинист, который поднимался параллельно с группой Натальи Наговициной, рассказал URA.RU, что трагедия началась после успешного штурма вершины. При спуске один из участников сорвался и увлёк за собой Наталью. В результате падения она сломала ногу.
Пик Победы — это высшая точка Тянь-Шаня и Кыргызстана в целом.
Женщину пришлось оставить в палатке на высоте 7200 метров, а другие альпинисты, обессиленные и обмороженные, двинулись вниз. На следующий день к Наталье поднялись немец и итальянец, передав ей спальник, горелку и еду. Но их силы иссякли, и они заночевали рядом. Позже мужчины вновь попытались добраться до неё, но оказались в пурге на 6800 метрах. Вскоре итальянцу стало плохо, врач по рации заподозрил отёк мозга и обморожение рук. В пятницу он скончался, его тело всё ещё находится в пещере на высоте 6900 метров.

Остальных альпинистов удалось эвакуировать вертолётом МИ-8, который отправило Министерство обороны Кыргызстана. Однако даже техника не выдержала экстремальных условий.
«При высадке спасателей вертолёт совершил жёсткую посадку и перевернулся, три спасателя травмированы. Всех спасли с Победы, кроме Наташи»,вспоминает альпинист.
Минобороны пришлось задействовать другой вертолёт, Ми-17ВМ, который эвакуировал тех, кто был на борту первого вертолёта. Пострадавших доставили в аэропорт Каракола, откуда их экстренно отправили в больницу. Кроме того 13 спасателей переправили с площадки Түндүк Энильчек в лагерь «Чар-Кудук». Медики отмечают, что их состояние стабильное и постепенно улучшается. Тем временем Наталья осталась в снежной ловушке.
Шансы тают с каждым часом
В том же месте, где сейчас находится Наталья, несколько лет назад погиб альпинист и мастер спорта Михаил Ишутин. На спуске с вершины у мужчины остановилось сердце. Его тело до сих пор не спустили.
Никто уже не верит, что альпинистка жива. На этой высоте ветер достигает 100 километров в час, температура падает до –26. По данным видео с дронов, Наталья перестала двигаться.

В жизни Натальи уже были моменты, которые оборачивались трагедией в горах. Сергей Наговицин, муж альпинистки, упал вниз со стены Хан-Тенгри в сторону Казахстана на высоте более двух тысяч метров в ночь на 10 августа 2021 года. Причиной стал внезапный паралич. Наталья тогда отказалась оставить его и провела рядом всю ночь, но спасти мужчину не удалось.
Год спустя она вновь поднялась на вершину, чтобы установить мемориальную табличку. Этот эпизод лёг в основу документального фильма Дмитрия Синицына «Остаться с Хан-Тенгри».
Сама Наталья начала заниматься альпинизмом в 2016 году. Спустя четыре года она впервые сама руководила экспедицией — на Восточную вершину Эльбруса.

Документальный фильм вновь набрал популярность после нынешней ситуации. Пользователи соцсетей разделились на два лагеря, комментируя новости о Наталье: одни поддерживают женщину, надеясь, что ей удастся выжить; другие не понимают, зачем так рисковать, и называют увлечение Натальи глупостью.

Мнения разделились и по поводу страховки, которую самостоятельно покупают альпинисты перед восхождением на вершины. Зачастую страховка действует во время туристических поездок и активного отдыха. Она покрывает риски смерти или травмы, если они произошли в результате несчастного случая во время тура или занятий спортом.


В Кыргызстане страховка для альпинистов — не формальность, а вопрос выживания. По закону иностранцы обязаны иметь медицинский полис, и обычной «туристической» бумаги тут недостаточно. Стандартная страховка не покроет падение на склоне или обморожение на высоте шести-семи тысяч метров. В полис обязательно нужно включить альпинизм, ледолазание и экстремальный спорт.
Такую страховку можно получить как в страховой компании, так и при обращении в туристическое агентство. Оно также может организовать спасательную операцию. Самое важное — наличие пункта о вертолётной эвакуации и поисково-спасательных работах.
- Час полёта на вертолёте стоит от 2500 долларов.
- Полноценная операция обойдётся минимум в 8–16 тысяч долларов.
- Если же потребуется транспортировка за границу, сумма может вырасти до 70 тысяч долларов.
При этом если обращаться в МЧС Кыргызстана напрямую, то спасательная операция может в разы затянуться, потому что они используют технику Вооружённых сил КР.
Кроме того, страховка должна покрывать лечение горной болезни — по статистике, её симптомы испытывает большинство туристов, поднимающихся выше трёх тысяч метров. Без полиса рискуешь не только остаться без помощи, но и получить огромный счёт за каждую минуту спасательной операции.
Важно отметить, что Кыргызстане не требуется регистрация восхождений и заблаговременное указание маршрутов, поскольку «Положение о порядке лицензирования туристической и альпинистской деятельности в Кыргызской Республике» утратило силу в 2001 году. Издание Vesti.kg писало, что за этим последовал ежегодный рост туристов — с 779 900 человек до 2,4 млн, то есть почти в три раза за пять лет.
За 2004 год в бюджет Кыргызстана поступило налогов на сумму более 136 млн сомов (около 836 млн тенге), что почти в три раза больше, чем годом ранее. А за 2008 год бюджет страны пополнился уже 245 млн сомов (около 1,5 млрд тенге).
Выходит, альпинизм стал доступнее? Но насколько безопаснее для людей?
Пик Победы вновь подтвердил свою зловещую репутацию: эта вершина не прощает ошибок и часто становится последним испытанием для альпинистов. Судьба Натальи Наговициной стала очередным напоминанием, что даже опыт и отвага не всегда способны победить стихию. Тем не менее поиски альпинистки и эвакуацию продолжат в ближайшие дни, если позволит погода.
Авторы: Алина Пак, Егор Грозный
Читайте также:
Лента новостей
- Осторожно, высокое напряжение: астанчан предупредили об опасности у ЛРТ
- Тысячи дронов в обмен на Томагавки: Зеленский встретился с Трампом в Белом доме
- Ребёнок чуть не умер в арысской больнице, а врач спал
- На фоне роста цен Минсельхоз предлагает ограничить вывоз говядины
- Буллинг есть, но его «нет»: в школах Жамбылской области скрывают факты насилия над детьми
- На ситуацию с поставками угля в Усть-Каменогорске отреагировали в КТЖ
- Лечат симптомы, а не болезнь — что показал анализ казахстанской политики запретов в сфере потребления никотина
- Прокурор запросил реальный срок для карагандинки за посты о казахах
- Девять молодых орлов мигрировали из Казахстана за рубеж
- Путин на Аляске рассказывал Трампу про Рюрика и Богдана Хмельницкого — Financial Times
- Разговор слепого с глухим: что будет с экономикой Казахстана после антикризисных мер Бектенова?
- Генпрокуратура возобновила дело о рейдерстве, в котором фигурирует Нурбол Назарбаев
- Полицейского чуть не убили во время вызова в Атырау — видео
- Заказчика убийства директора Lenovo задержали в Дубае
- Дорогу к Медеу перекроют на выходных
- Сериал известного режиссёра заблокировали в Казахстане: «Будем выпускать кассеты»
- Река стала канализацией: зачем на самом деле в Караганде объявили ЧС
- Правила получения статуса кандаса снова изменились
- На ночной охоте погиб подросток в Жамбылской области
- Пассажирский самолёт не смог приземлиться в Усть-Каменогорске