Петиция об отмене утильсбора: рабочая группа посетила автозаводы в Алматы

cover

Рабочая группа по рассмотрению петиции об отмене утильсбора посетила Алматы. Представители комиссии и журналисты побывали на двух уже функционирующих предприятиях — Hyundai Trans Almaty и Hyundai Trans Kazakhstan, дочерних предприятиях «Астана Моторс», а также на строящемся мультибрендовом заводе Astana Motors Manufacturing Kazakhstan в Индустриальном парке Алматы. Чем удивил вице-министров отечественный автопром и почему активисты отмены утильсбора не посетили заводы, несмотря на приглашение, — в материале Orda.kz.

Петицию об отмене утильсбора создали в мае, практически сразу после того, как вступил в силу закон о петициях. Она довольно быстро набрала необходимые 50 тысяч голосов. Чтобы рассмотреть это обращение, создали рабочую группу. Две встречи закончились, по сути, ничем. 18 июня состоялась третья встреча рабочей группы, на которой одна из сторон высказала своё мнение, однако вторая сторона, инициаторы петиции, встречу проигнорировали.

Визит от начала и до конца транслировался в прямом эфире, сейчас доступна его запись.

Первым делом делегация посетила завод Hyundai Trans Almaty, который производит коммерческую, автобусную и специализированную технику Hyundai, Golden Dragon, Foton. На предприятии сейчас работают 315 человек. Одна из целей завода — к 2027 году полностью перейти на CKD — мелкоузловое производство. Уже сейчас по малотоннажным грузовикам этот показатель составляет 80 %, что в четыре раза опережает план.

«Мы уверенно заявляем, что к 2027 году мы перейдём к 100 % CKD-производства. Для этого уже к концу 2024 года мы завершим расширение завода, установим дополнительные линии, удлиним существующие технологические линии. Тогда мы сможем производить методом сварки и окраски коммерческую технику и автобусы, не снижая объёмы производства. Это всё приводит к углублению локализации», заявил СЕО «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев.
СЕО «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев

Сейчас территорию завода расширяют, строят новые цеха со сварочными линиями, линиями с катафорезными ваннами, цехом окраски. Это будет первый в Казахстане катафорез на предприятии по производству коммерческой техники. Сейчас такая обработка кузовов есть только на заводах по производству легковых автомобилей. На заводе уже внедрена механическая линия по склейке сэндвич-панелей и производству фургонов любых форм и сложности. 

Общая площадь производства после модернизации составит почти 20 тысяч кв. м. В декабре 2024 года линии должны быть запущены. Дополнительно на завод трудоустроят ещё 100 человек. 

Во время экскурсии представители завода показали все этапы производства и ответили на вопросы. Основная претензия активистов в том, что на заводе не производят автокомпоненты, процент локализации пока крайне низкий, соответственно, произведённый автомобиль нельзя считать казахстанским. Представители компании отметили, что следует различать предприятия автопрома и производство автокомпонентов. И главная цель «Астана Моторс» — постепенно увеличивать уровень локализации. Для этого завод и планирует перейти на 100 % CKD, что сделает производство компонентов рентабельным и востребованным. Но при этом компоненты должны производить компании-партнёры.

«Ни один автопроизводитель мира не производит всю автокомпонетную базу для своих нужд самостоятельно. Вы же не встречали резину, болты, гайки или краску BMW»,ответил на критику руководитель Hyundai Trans Almaty Адильбек Гаев.
Производство автобусов на заводе Hyundai Trans Almaty

Директор завода уточнил, что брендодержатель заинтересован в максимальной локализации производства, однако это крайне сложный процесс: 

«Создаётся очень благоприятная среда для производства автокомпонентов. Каждый из отдельных производителей может подготовить и поставлять для завода те или иные компоненты». 

Его слова поддержал Бекнур Несипбаев: 

«Надо понимать, что сам брендодержатель вводит определённые требования по сертификации. Изготовленные в Казахстане образцы автокомпонентов отправляются брендодержателю — например, в Hyundai, — они несколько раз проверяют их, и если всё соответствует требованиям и стандартам, примерно через год возможно внедрение».

Легковые автомобили производят на заводе Hyundai Trans Kazakhstan, куда также отправилась комиссия. В год это предприятие выпускает порядка 50 тысяч автомобилей. На данный момент Hyundai Trans Kazakhstan освоил производство 11 моделей Hyundai: Tucson, Accent, Sonata, Elantra, Santa Fe, Palisade, Staria, i30, Bayon, i20 и Hyundai Custin. Рабочей группе и представителям СМИ также продемонстрировали весь цикл производства.

Катафорезные ванны на заводе Hyundai Trans Kazakhstan

Одна из претензий инициаторов петиции заключается в том, что именно отечественный автопром — бенефициары утильсбора. 

Бекнур Несипбаев подчёркивает, что это не так: 

«Все эти деньги идут в бюджет государства. Мы ни прибыль с них не получаем, ни заводы с них не строим. Все заводы мы строим на прибыль, которую мы получаем как компания, и кредиты. На сегодняшний день у компании "Астана Моторс" более одного млрд долларов заёмных средств».

Комиссия побывала и на строящемся мультибрендовом двухэтажном заводе Astana Motors Manufacturing Kazakhstan по производству китайских автомобилей. Проект уникален, потому что впервые решено объединить на одной производственной базе сразу три конкурирующих бренда — Chery, Changan и Great Wall Motor (марки Haval и Tank). В год хотят производить 90 тысяч автомобилей. Автомобили будут производиться методом сварки и окраски, то есть мелкоузловой сборки. 

В январе 2025 года здесь уже начнут тестировать и настраивать оборудование, а в марте начнётся массовое производство. Ранее Orda.kz уже побывала на строящемся предприятии и подробно рассказывала о том, как всё будет устроено. Уже начинается набор персонала. Здесь будет работать 3600 человек. 

«Такое количество автомобилей (90 000) для казахстанского рынка много, учитывая, что у нас есть завод Hyundai, который производит до 50 тысяч автомобилей, в Костанае строится KIA, то 60 % объёма выпуска мультибрендового завода будет отправляться на экспорт в страны СНГ. Мы уже договорились с брендодержателями и определили модели, которые будут уходить на экспорт. Мы поставили перед собой главную задачу: чтобы в России и Казахстане были локализованы разные модели», рассказал о планах СЕО «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев.

Рядом с заводом строится кластер по производству автокомпонентов. Это также приведёт и к углублению локализации, и к снижению стоимости автомобиля. На первоначальном этапе в технопарк заходят две корейские компании. На совместных предприятиях с Youngsan будут производить автомобильные сиденья, с Motrex — мультимедийные устройства. В планах отливать в Казахстане пластиковые и металлические детали, а также производить платы для мультимедийных систем. 

Среди членов рабочей группы, посетившей предприятия в Алматы, — депутаты парламента РК, вице-министры промышленности и строительства, экологии и природных ресурсов, сельского хозяйства, представители министерств внутренних дел, культуры и информации, национальной экономики, цифрового развития, представители «Жасыл Даму», Казахстанского автомобильного союза и другие организации. При этом инициаторы петиции на встречу не пришли и от посещения предприятий отказались. 

Во время обсуждения после посещения заводов высказывались мнения о том, что отмена утилизационного сбора не приведёт к обновлению автопарка. А отмена первичной регистрации автомобилей, о которой также говорят активисты, приведёт к тому, что в Казахстан будут ввозить старые, экологически вредные машины. При этом члены рабочей группы подчеркнули, что готовы к конструктивному диалогу.

Вице-министр промышленности и строительства РК Олжас Сапарбеков

Вице-министр промышленности и строительства РК Олжас Сапарбеков говорит, что конструктивных предложений от активистов пока не поступало.

«Учитывая действующее законодательство, мы ждём конструктивных предложений. На сегодняшний день мы видим только статистику, которая в большинстве случаев не подтверждается. Некоторые моменты — просто пожелания определённых кругов, просто "это должно быть", "я хочу". Но, коллеги, все мы взрослые люди, живём в правовом государстве, все должны понимать, что должны приводить жёсткие аргументы. На сегодняшний день мы слышим только критику, но конструктивного диалога пока не наблюдаем», отмечает Сапарбеков.

Общественные слушания по петиции об отмене утильсбора проведут 2 июля. До конца месяца рабочая группа посетит заводы по производству автомобилей в Костанае и Семее.

Лента новостей

все новости