Переводил миллионы и страдал от ревности: второй день слушаний по делу Бишимбаева

cover Фото: Пресс-служба суда г. Астана

Заявление в полицию от журналистов на сотрудников суда, ходатайства адвокатов в стиле «сама виновата» и другие события второго дня предварительных слушаний по делу экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в жестоком убийстве гражданской жены, — в материале Orda.kz.

Правосудию тесно и нечем дышать

Очереди на пункте пропуска на территорию, давка журналистов и операторов в коридорах Специализированного межрайоного суда по уголовным делам Астаны становятся уже традицией. В зал заседаний прессу снова не пустили. 

 
Глава департамента судебной администрации по городу Астане Елдос Жумаксанов озвучил главный аргумент: залы в здании суда слишком маленькие, а те, что побольше, все заняты: 

«К сожалению, у нас нет физической возможности запустить всех в то помещение, где проходит заседание. Другие залы пока заняты, там подсудимых от восьми до 12 человек под стражей».

Очередь на КПП, где охранники сверяли документы журналистов со списком, он объяснил тем, что на самом деле этот список не для выборочного допуска СМИ, а чтобы «знать, кто куда идёт на режимном объекте». Видимо, всей очереди прессы на пункте пропуска просто показалось, что их не пускали.

 
В очередной раз выслушав объяснения представителей суда и обещания предоставить видеотрансляцию, столкнувшись со стеной приставов, журналисты вызвали наряд полиции. Под заявлением о воспрепятствовании законной деятельности журналистов подписалось более 30 представителей прессы. 

 
После битвы за право на профессиональную деятельность в коридоре журналисты поднялись в специально отведённый для них зал, но после начала судебного процесса видеотрансляция прекратилась. В итоге первые ходатайства адвокатов Бишимбаева удалось услышать не всем и не полностью. 

Намёки тонкие и толстые

Адвокаты Куандыка Бишимбаева снова подготовили стопку ходатайств. Второй подсудимый Бахытжан Байжанов заявил, что в достаточной степени владеет русским языком, чтобы понять суть и смысл озвученных документов. И в этот день не потребовалось тратить столько же времени на перевод ходатайств на казахский язык, сколько уходило на их оглашение

Сторона защиты начала свое наступление с того, что почти обвинила жертву убийства в её собственной смерти. Адвокат Лейла Рамазанова, защищающая Бишимбаева, заявила, что версия следствия об издевательствах со стороны её подзащитного не соответствует действительности, а образ Бишимбаева как абьюзера «искусственно создан общественным мнением». 

«При осмотре приложения WhatsApp следователь в протоколе отразила два скриншота переписки Нукеновой с Бишимбаевым, полностью опровергающих наличие необоснованной и одержимой ревности Бишимбаева к Нукеновой. Этой перепиской, наоборот, подтверждается ревность Нукеновой к Бишимбаеву. Где Нукенова пишет, что он приводит женщин в дом, из-за этого она уходит от него»,процитировала переписку Лейла Рамазанова. 
Также сторона защиты настаивала на том, чтобы признать восстановленные записи с камер наблюдения, на которых видно, как подсудимый избивает свою гражданскую жену, недопустимыми доказательствами. 

Назкен Кусаинова, также представляющая интересы Бишимбаева, просила изучить жизнь пары в течение года:

«Вчера в СМИ была распространена позиция обвинения, указано, по каким статьям обвиняют Бишимбаева. Также там рассказывали об издевательствах и истязаниях со стороны Бишимбаева. Но орган досудебного следствия не проверил, как они жили. Они неоднократно выезжали за пределы Казахстана».

Видимо, зарубежные поездки должны как-то повлиять на позицию суда. Как и то, что, по словам адвокатов, Бишимбаев якобы перечислял на счета своей гражданской жены от пяти до шести миллионов тенге в месяц.

Другой адвокат Бишимбаева, Талгат Балашов, потребовал провести следственный эксперимент в ресторане BAU. По его словам, один допрошенный свидетель слышал, как подсудимый и его жена ругались в VIP-кабинке и оттуда раздавались звуки, похожие на удары, а другой свидетель такого не слышал, потому что рядом с ним работал аппарат распыления краски. Поэтому адвокат предложил поэкспериментировать и проверить слышимость из кабинок и громкость распрыскивателя.

Исходя из выступлений на предварительных слушаниях, стала примерно понятна линия защиты. Она выглядит как заваливание суда бесконечными ходатайствами по поводу каждой мелкой улики вместе с попытками переложить часть вины на потерпевшую сторону, дискредитировать родственников и друзей Салтанат Нукеновой. Попытки представить ситуацию так, будто Нукенова сама спровоцировала конфликт, а супруг нанёс ей лишь «незначительное воздействие». Он якобы не мог знать, что у Нукеновой в голове обострится хроническая гематома, что и станет причиной её смерти. Поэтому адвокаты всеми возможными способами пытаются переквалифицировать действия Бишимбаева на статью 104 «Убийство по неосторожности».

Право на жизнь

Представители потерпевшей стороны настаивали на том, что ходатайства защиты нельзя удовлетворять. 

«Из записи, полученной в ходе досудебного расследования, чётко видны неоднократные целенаправленные удары по жизненно важным органам тела потерпевшей Нукеновой, от которых, в соответствии с данными судебно-медицинской экспертизы, наступила смерть последней. В соответствии с заключением судмедэкспертов только по голове Нукеновой было нанесено тупым твёрдым предметом более 12–13 ударов. И при этом в своём ходатайстве Балашов просит переквалифицировать действия подсудимого на статью 104 — причинение смерти по неосторожности»,подчеркнула адвокат потерпевшей стороны Жанна Уразбахова.

Она добавила, что именно из фото и восстановленных видео с камер наблюдения понятно, что подсудимый наносил целенаправленные удары. А значит, нельзя исключать видео из материалов дела, оно является важным доказательством. 

 
Позицию коллеги поддержал и адвокат Игорь Вранчев. Он напомнил, что записи были восстановлены, так как ранее их удалили по распоряжению Бишимбаева. 

«Вчера сторона защиты подсудимого неоднократно упоминала нарушение прав Бишимбаева, в том числе и его право на защиту. Ссылались на международный пакт о гражданских и политических правах. Но когда вы удалитесь в совещательную комнату для разрешения ходатайств, я прошу вас обратить внимание на право на жизнь. Право, которого Нукенову лишили. И никоим образом, каким бы ни был приговор суда, восстановить это право уже невозможно»,сказал адвокат.

Гособвинитель Айжан Аймаганова также заявила в суде, что считает невозможным переквалификацию действий Бишимбаева на убийство по неосторожности.

«По делу проведены все необходимые экспертизы, которые прямо установили причинно-следственную связь между нанесёнными Нукеновой телесными повреждениями и наступлением смерти», уточнила гособвинитель.

Она сообщила, что по делу допрошены более 50 свидетелей, которые прямо или косвенно указывают, что Бишимбаев намеренно и умышленно бил Нукенову. 

Будет суд присяжных

Судья Айжан Кульбаева вынесла решения по ходатайствам сторон. Ключевое — от Куандыка Бишимбаева — суд удовлетворил.

«Суд считает необходимым удовлетворить ходатайство подсудимого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей», озвучила решение судья Айжан Кульбаева.

Практически все ходатайства стороны защиты Бишимбаева были отклонены. В частности, Айжан Кульбаева оставила без удовлетворения ходатайства о возврате дела прокурору и переквалификации деяний Бишимбаева на статью 104 УКРК «Убийство по неосторожности». Также она оставила без удовлетворения ходатайства защиты об исключении видеозаписи избиения подсудимым его гражданской жены Салтанат Нукеновой, проведении следственного эксперимента, о проверке, стоит ли отец Салтанат Нукеновой на учёте у психиатра, и ряда других. 

«Вызвать для проведения главного судебного разбирательства 300 кандидатов в присяжные заседатели из единого списка. Языком судопроизводства по делу избрать русский. Меру пресечения подсудимым в виде содержания под стражей сохранить, продлить срок на период рассмотрения дела в суде со дня поступления дела в суд до шести месяцев»,резюмировала Айжан Кульбаева. 

Она назначила начало главного судебного разбирательства по делу на 27 марта 2024 года, 10.00 утра. 

В первый день предварительных слушаний гособвинитель рассказала, как, по версии следствия, Бишимбаев подвергал свою гражданскую жену Салтанат Нукенову издевательствам и избивал. 

Куандыка Бишимбаева обвиняют по статьям:

  • п. 5, ч. 2 ст. 99 УК РК «Убийство, совершённое с особой жестокостью»;
  • п. 1, ч. 2 ст. 110 УК РК «Истязание».

Двоюродного брата Куандыка Бишимбаева Бахытжана Байжанова обвиняют по статьям:

  • ст. 432 УК РК «Укрывательство преступления»;
  • ст. 434 УК РК «Недонесение о преступлении».

Экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева  задержали  9 ноября 2023 года по подозрению в убийстве его гражданской супруги Салтанат Нукеновой. По версии следствия, в ресторане BAU произошла ссора между ними, Салтанат Нукенова скончалась от побоев.

Бишимбаев уже отбывал срок за уголовное преступление. 14 марта 2018 года его приговорили к 10 годам лишения свободы, а 25 сентября 2019 Бишимбаев вышел  на свободу условно-досрочно. 

Судебный процесс продолжается. Orda.kz будет следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости