Пена для бритья и сельдерей: как преобразился Достоевский в «ARTиШОКе»

cover Фото Марии Гордеевой

Театр художника на грани с театром абсурда так, пожалуй, можно охарактеризовать долгожданную премьеру «ARTиШОКа». Фёдора Достоевского не раз ставили на сценах множества городов, но алматинцы подарили «Преступлению и наказанию» совершенно новое прочтение. У писателя, славящегося своими стилем и рассуждениями, полностью отобрали текст.

За два часа спектакля персонажи не произносят ни слова. Но театр художника – это не пантомима, в нём главный упор на визуальную составляющую. То есть, все метафоры оживают через предметы и взаимодействие героев. Для «ARTиШОКа» это второй опыт в данном жанре – дебютным была прошлогодняя постановка «Ста лет одиночества» также от художника театра Антона Болкунова, отмечающего, что для него «Преступление и наказание», наравне с классикой Габриэля Гарсии Маркеса, – очень визуализируемый роман.

Спектакль, в целом, выдерживает основную сюжетную линию: вот Раскольников находит топор, умирает Мармеладов, Сонечка принимает раскаяние Родиона. Но только по таким очевидным сценам и можно догадаться, какой роман лежит в основе. Многие моменты утрированы: например, Свидригайлов и его несчастливый брак показаны довольно странно. Аркадий Иванович (которого играет девушка) постоянно бреется и… бреет свою жену – такой ход режиссёр объясняет тем, что Свидригайлов женился по расчёту, и для него это какой-то извращенский ритуал. Хотя и сам Достоевский характеризует Свидригайлова, как странного и пошлого, обилие пены для бритья и её чрезмерное использование ставят неподготовленного зрителя в тупик. Как, впрочем, и много что из сценического действия.

Сыщик Порфирий постоянно грызет сельдерей (пытается бросить курить), петербургские «ночные бабочки» катаются на розовых шарах для аэробики, а когда Раскольников «грешит руками», глядя на картины перед собой, в зале раздаются неловкие смешки и вздохи.

При этом постановка полна и остроумных решений. Пьяница Мармеладов выезжает на сцену с роликом на одной ноге и скейтбордом на другой, постоянно спотыкаясь и падая. Малютки Мармеладовы играют с ужасающим брендом уходящего года – монстрами Кисси Мисси. Да и от Раскольникова не приходится ждать цилиндра или хотя бы плаща, к которым нас приучили его киновоплощения, – он щеголяет в майке-алкоголичке и косухе. Хотя, стоит признать, типаж у молодого актёра Марка Куклина вполне экранный.

Фото Марии Гордеевой

Есть в спектакле и кое-что гениальное. Сцена. Три стены с многочисленными дверьми сделаны так, что они одновременно и комнатушка Раскольникова, и дом Мармеладовых, и улица Петербурга, и усадьба Свидригайловых, и мастерская. Персонажи выходят и заходят из разных проёмов, отчего создаётся ощущение непрерывного действия. А все нужные предметы спрятаны в шкафчиках и выемках в стенах, поэтому нет пауз с переносом декораций.

Создал спектакль актёрско-режиссёрский курс «ARTиШОКа». Ребята проучились всего полтора года, и, не считая нескольких дипломных работ, «Преступление и наказание» для них – дебют. Для подобного материала и так нужна определённая смелость, а если учесть возраст от 18 до 28 лет, – вдвойне.

Фото Марии Гордеевой

Пожалуй, нужно любить Достоевского и его мрачные миры, чтобы проникнуться премьерой «ARTиШОКа» до конца. А ещё лучше освежить в памяти роман, чтобы не пропустить некоторые сюжетные линии. И быть готовым к тому, что не всё показанное будет вам приятно. Будут несовершенные обнажённые тела (пускай и в форме манекена), пороки, грехи и неосторожные шутки. Но будут и удивительные дерзость с креативом режиссёра, художника и начинающих актёров.

Лента новостей

все новости