Паводки в Атбасаре: как тонет Акмолинская область

cover Фото: Orda.kz

В Казахстане продолжаются масштабные паводки. Теперь они начались на севере страны — в СКО и Акмолинской области. Корреспондент Orda.kz отправился в городок Атбасар, который сейчас тоже частично затопило. Как это было, читайте в нашем материале. 

Путь в Атбасар 

К счастью, саму дорогу в Атбасар не затопило, но вокруг неё всё в воде. В нескольких десятках километрах от Атбасара стоит полицейский пункт. Но людей пропускают свободно. 

На въезде в город уже видны масштабы затопления. Вода не затронула сами дороги, но вокруг них вся степь, где ещё недавно пасли скот и выгуливали собак, затоплена. Захав в город, мы не смогли пробраться по главной дороге к центру — она вся в воде, как и стоящие вдоль неё дома. Проезд закрыт, а местные жители говорят, что вода уже уходит, было хуже. В итоге, чтобы добраться до центра городка, людям приходится выезжать из него, ехать в объезд километров 10 и заезжать с другой стороны. Так мы и сделали. 

Объезжая город, видно и дамбу и дома, которые затопило аж до самых крыш, но это дачи на окраине Атбасара. Круглый год люди там не живут. 

В целом важно отметить, что Атбасар пострадал от паводков не так сильно, как Кольсары в Атырауской области, Петропавловск или Актобе. Но всё же вода выгнала из домов по меньшей мере 120 семей. К ним в гости мы поедем чуть позже, а пока поговорим с акимом Атбасарского района Аманбеком Калжановым. По его словам, уровень воды в реке Жабай резко поднялся до 6,05 метра при критической планке в 4,45 метра. В районе объявлен режим ЧС.

«Через насыпной земляной вал в шести местах произошёл перелив воды. На сегодня 127 домов подтоплены в Атбасаре и ещё 35 домов в сельских округах. Всего 162 дома в районе. Сейчас в первую очередь мы в течение следующей недели планируем выплатить пострадавшим по 100 МРП (360 тысяч тенге) единовременной помощи. Второй этап — обследование всех жилых помещений, которые подверглись подтоплению, будем делать оценку. Если дома окажутся непригодны для проживания, будем решать вопрос о предоставлении им жилья», сказал Аманбек Калжанов.

Он уточнил, что на счёт бюджета будут либо выкупать квартиры, либо строить новые дома для горожан. 

Но, по словам акима, такого сильного наводнения в Атбасаре не было с 2017 года. Тогда ситуация была близка к той, что мы наблюдаем сейчас. Предотвратить такое, по словам Калжанова, было нельзя. 

«Сейчас управление природопользованием делает проектно-сметную документацию, она проходит госэкспертизу. Необходимо произвести дноуглубительные работы, расширить русло реки. Предварительно это оценивается в 23 млрд тенге. Если этот проект заработает, можно будет предотвращать такие паводки», добавил аким. 

Местные жители, пострадавшие от паводков, уже приходят в районный акимат писать заявления на получение обещанных 100 МРП и обследование своих домов. Сейчас тех, кто не может перекантоваться у родственников, собирают в эвакуационные пункты в школах. Впрочем, несколько школ тоже затопило. На улицах стоят насосы, которые выкачивают из них воду. Некоторые городские объекты успели обложить мешками с песком, но их явно недостаточно. 

Лондонский катаклизм

Первое, что бросается в глаза при разговорах с атбасарцами, — их открытость. Несмотря на то, что они остались без жилья, люди не унывают. Все, кто нам встретился, без проблем давали комментарии, запускали в дома, рассказывали о своих потерях. Многие жители, как и аким, вспоминают 2017 год, говоря о паводках. По их словам, такое бедствие настигло их или впервые с 2017 года, или впервые вообще. Для Атбасара такая ситуация действительно чрезвычайная. 

Этот пригород с покосившимися домиками и вообще без дорог, раскинувшийся вдоль железнодорожных путей, называется Лондон. Что ж, в большом Лондоне, который «зе кэпитал оф грейт британ», мы не были, но, думается, там люди не обходят затопленный жилой массив по рельсам, как это сделали мы. 

В нескольких дворах жужжат насосы, откачивающие воду из домов. Но воду сбрасывать некуда, в пешей доступности нет подходящего для этого водоёма, поэтому её закачивают в специальные водовозы, но машин мало и вобрать большой объём они не могут. 

«Вот вызвали машины, откачиваем. Бесплатно, помогли с акимата и волонтёры. Звоним, они присылают людей. Сегодня супруга пошла в акимат, написала заявление (на выплату и обследование дома), а я жду машину здесь, чтобы качать. В доме сыро, мы топим, но сами живём пока в эвакуационном центре в школе. Я приходил, собак отвязывал. В комнатах везде вода», рассказал нам житель «Лондона» Юрий. 

Практически в каждом из этих «лондонских» дворов стоит вода. Глубина около полуметра. Жители говорят, что домам конец. 

«Нам в акимате сказали, что будет комиссия, будут выплачивать компенсации, но пока непонятно. Ещё никто не приходил. Вот, посмотрите, весь дом в воде, ходим в сапогах, вычерпываем воду. Мебель вся уже непригодна», говорит нам местный житель Булат. 

По улице Есенберлина, что почти в центре Атбасара, тоже стоит вода. Дома затоплены, рядом стоящую школу обложили мешками с песком. Кажется, это помогло. А вот дорогу, ведущую в сторону другого въезда в город, затопило. 

Помощь со всего Казахстана 

На территории местной мечети собираются люди. Сюда приехали две фуры с гуманитарной помощью, которую собирали всем Казахстаном. Со складов раздают продукты, подсолнечное масло, питьевую воду, одежду, одеяла. 

«Привезли продукты питания, всё, что наш народ собрал. Благодарность всему народу, который был активен. Примерно в каждой фуре было 22–23 тонны гуманитарной помощи на сумму примерно 25 млн тенге. Это всё от простого народа Жамбылской области. Вообще выехали 18 фур, все они уже добрались до пунктов назначения. Две фуры от Меркенского района приехали сюда, в Атбасар», рассказал волонтёр.

Люди приходят, забирают пакеты с продуктами и одеяла. Уже ночью по пути в Астану вы встретили колонну из 12 машин, которая везла гуманитарную помощь жителям Атбасара. 

 Жители, пришедшие к мечети, рассказали нам, что в селе Самарка в 25 километрах от города прорвало плотину. Людей эвакуировали, а на месте работают спасатели и военнослужащие. Едем туда. 

Дорогу, к счастью, не размыло, но воды много, местами встречаются переливы. В самой Самарке людей почти нет, работает трактор да несколько мужиков, укрепляющих русло разлившейся реки. Но неподалёку действительно есть штаб со спасателями, большая их часть работает на небольшой дамбе неподалёку. Поток воды из реки Нура действительно большой: чтобы его хоть как-то регулировать, тут побросали мешки с песком, вырыли рядом траншею. Вода вот-вот перельётся за берега. 

«В Атбасарском районе два основных притока рек Нура и Жабай. Они тут стекаются. Река Колутон тоже сюда впадает. В 2017 году были такие же объёмы воды, многие жители застали. Людей мы эвакуировали заранее. Мы думаем, пик сейчас уже проходит, я думаю, ещё пара дней, и ситуация стабилизируется. Мы надеемся уже не будет новой волны», рассказал нам начальник отдела по ЧС Атбасарского района Ерболат Ашкенов. 

Уже темнеет, и поднимается сильный ветер, мы видим, как со стороны дамбы идут спасатели. Ребят перебросили сюда с юга — Жамбылской области и Шымкента. До этого они проводили укрепляющие работы под Астаной. Возможно, благодаря им Астана осталась едва ли не единственным местом в Казахстане, который не затронули масштабные паводки. Мы разговорились со спасателем Романом Письменским. Он из Шымкента, сначала разговаривал с нами на чистейшем казахском. «Тут, на севере, хоть русский подучу», — смеётся Роман. 

«Жена говорит, что за 10 лет совместной жизни меня впервые так долго нет дома. Мы уже третью неделю здесь. Две недели под Астаной, в Аршалинском районе были, сейчас нас перекинули сюда. Суточные платят, командировочные. По результатам работы, возможно, будут премии. В прошлом году ребятам, которые тушили лесные пожары, дали хорошие премии. Но нам приятнее "спасибо", улыбки людей», сказал Роман.

Власти говорят, что во всём виновата стихия: мол, никогда такого объёма снега не выпадало в Казахстане, да и потеплело слишком рано, снег растаял, а почва, в которую он мог бы уйти, — нет. В итоге сейчас все хватаются за голову, устраняют последствия и вспоминают, что гидротехнические сооружения по всей стране находятся в ужасающем состоянии. Хотя обо всём этом — о потеплении, о таянии снега, о дамбах и водохранилищах — было известно заранее. Об этом говорили сами чиновники, синоптики, простые граждане. Но такое ощущение, что опять никто никого не слушал. И в итоге дороже всего за это расплачиваются сами казахстанцы, которые, к счастью, сохранили бодрость духа и эмпатию, чтобы не отчаиваться и помогать.

 Читайте также:

Лента новостей

все новости