От жеребёнка до звезды: как сделать из коня циркового артиста
Кристина Давиденко и Джанго в Казахском государственном цирке. Фото: Дан Запашный
Кристина Давиденко и конь Джанго – артисты Казахского государственного цирка. Недавно этот дуэт после трёх лет подготовки представил свой дебютный номер «Свобода». Мы поговорили с Кристиной о дрессуре, отношениях с Джанго, движении «Цирк без животных» и смысле профессии.
Погладила лошадок и стала артисткой
Будущий конь-артист родился в 2020 году в конюшне руководителя международной каскадёрской группы Nomad Stunts Жайдарбека Кунгужинова. Он и позаботился о красоте и характере жеребёнка, у которого уникальная кровь: отец – фриз, мать – андалузка. В итоге появился варлендер – так называется порода. Малыш получил имя Джанго, а три года назад артистка цирка Кристина Давиденко взялась за его обучение.
В 2007 году юная Кристина пришла в цирк, чтобы посмотреть на лошадей и погладить их, а в итоге стала артисткой джигитовки и воздушной гимнасткой. Она работала в цирках России, Кыргызстана, Грузии, Венгрии, Германии, Китая, и вот выпустила свой дебютный номер «Свобода» с уже шестилетним Джанго.
Номер относится к конно-акробатической группе «Номад» под руководством Канатбека Кунгужинова.
Коня на выступлении никто не держит. Он свободно бегает по манежу, сам выполняет трюки, ложится, кланяется и показывает сложные элементы высшей школы верховой езды под всадницей.
Искал любви – столкнулся с иерархией
- Кристина, дрессура коня и джигитовка – очень разные жанры. Как сложился ваш дуэт с Джанго, если вы оба не занимались этим раньше?
- Летом 2021 года мы работали в Туркестане с командой известного французского каскадёра и тренера Марио Люраши. У них лошади – полноценные члены шоу, к которым относятся на высшем уровне: внимательно следят за здоровьем, кормлением, воспитанием, амуницией. Лошади показали потрясающие результаты в дрессуре конного шоу и это очень вдохновляет. Вернувшись в Алматы с горящими глазами, я решила попробовать свои силы в дрессуре и попросила дать мне на воспитание любого циркового коня. Мне дали Джанго. Так всё и началось, с самых азов – качественных добавок с витаминами, выстраивания отношений, подбора идеальной амуниции, воспитания.
- Почему так важен высокий уровень отношения к лошадям? Без этого их нельзя обучить?
- Нет. Чтобы нести такие огромные нагрузки, лошадь должна быть в отличной форме – психически и физиологически. Коню нужно владеть телом, держать баланс, темп, иметь сильные мышцы и правильно дышать. Если лошадь не здорова, страдает, недополучает витамины, движение, внимание, неправильно тренируется, она не справится. Рано или поздно начнёт хромать, болеть и больше не сможет работать.
- Похоже на полноценные тренировки профессиональных спортсменов.
- Они и есть самые настоящие спортсмены. Для сравнения, обычный человек может поднять ногу, но совершить тройное сальто как гимнаст – нет. Так и лошади могут поднять ногу, но выполнить элементы высшей школы верховой езды в состоянии только спортивные и подготовленные.
- Бывали опасные случаи в работе с Джанго?
- Скорее, забавные. Мы снимали рекламу в степи. Он услышал звуки табуна и убежал признаваться кобылкам в любви. Догонять его бесполезно. Ночь, холодно. Я иду и думаю: «Ну всё, будем искать трое суток, кругом табуны».
Вдруг слышу его крик. Из кустов выскочил жеребец, защищающий свой табун и напал на Джанго. Укусил его, но попал зубами по седлу. Джанго быстро понял, что здесь есть иерархия и в табуне его не ждут.
Развернулся и побежал искать мать, то есть меня, но потерялся в пространстве. Я ему крикнула, и он примчался на полном галопе. Спасибо тому жеребцу за возвращение моего блудного сына.
Ошибки коня исправляются через доверие
- Джанго понимает, что на него смотрят зрители?
- Он прекрасно знает, где репетиция, а где работа и выступление. И ведёт себя по-разному. На репетиции он профессор, и всё знает сам. Иногда даёт понять, что мне можно уйти, он сам всё решит. А в работе у него волнение и баловство случается. На первых представлениях перед зрителями у нас не было контакта, у него глаза были по пять копеек. Смотрел вверх, на людей, на сотрудников. Свет, танцоры, музыка, аплодисменты... Ему было некомфортно. Мы «накосячили» в каждом моменте. Но директор цирка Максат Жайыков поддержал нас: «Это же лошадь, это нормально». Хотя я думала, что уберут из программы.
Но сейчас Джанго работает хорошо. И, в целом, мне давали спокойно репетировать всегда. Государство поддерживает цирк, нам шьют костюмы, вкладываются в ежегодный цирковой фестиваль. Мы тоже старались не подвести, репетировали всегда, несмотря на мою усталость. Для Джанго покупаю лучшие корма, на качественную амуницию копила целый год. Всё это дало свои плоды. Теперь мы можем выступать, зарабатывать и развиваться.
- Как вы исправляете ошибки на репетициях?
- Повторяем трюки, поощряем и угощаем. Я всегда за открытые репетиции, чтобы желающие могли прийти и посмотреть, как мы работаем. Недавно была ситуация: у Джанго любимый трюк – вставать передними ногами на барьер и ходить по нему. Однажды он сильно в себя поверил, разогнался и поскользнулся. Потом боялся на него вставать. Мы с моей помощницей Алёной Долотовой его успокаивали, поддерживали, хвалили, угощали морковкой, чтобы он снова стал доверять барьеру.
Дрессура – это искусство
- Движение «Цирки без животных» говорит о насильственных способах подчинения ради выполнения трюков. Как можно определить, били лошадь или обучали с любовью?
- Когда бьют – это всегда видно. Такую лошадь не отпустишь от себя, потому что она убежит и больше не подойдёт. А если убежать не получается, то будет сильно нервничать, потеть, бояться. Такое ни с чем не спутать. Мучители могут думать, что их агрессия ускоряет дрессуру. Нет, будет только хуже.
Про отмену животных в цирках много дискуссий. Давайте на примере объясню: мужчина обидел женщину, случилась трагедия. Мы же не можем сказать, что все мужчины в мире – убийцы и насильники. Точно так же и в нашей сфере: есть ответственные дрессировщики, а есть те, кто порочит репутацию цирка и профессию в целом. Я считаю, что всех судить и равнять по отдельным случаям категорически нельзя.
- Какое решение вы предлагаете?
- Мы веками шли к тому, чтобы уметь подойти к лошади, знать, как обращаться с собакой. Почему нужно именно запрещать, а не развивать и устанавливать нормы? Предлагаю не пускаться в негатив и запреты, а обучаться, требовать улучшения условий, проводить аттестацию дрессировщиков. Непрофессионалы будут отсеиваться.
- Откуда, по-вашему, берётся жестокость у некоторых дрессировщиков?
- От нехватки терпения и главное – информации. У таких людей не хватает методов и подходов к животным. Дрессура – это дисциплина, спокойный ум, контроль своих эмоций, любовь и понимание животных, жажда знаний. Не каждый это может. В Казахстане почти не осталось дрессировщиков. Хотя доказано, что казахи первыми оседлали лошадь. Но лучшие в конном спорте – немцы, испанцы, французы. У нас развиваются национальные виды, и хорошо, что традиции держатся. Но нужно улучшать условия, уметь ухаживать за лошадьми. Эти профессии важно развивать.
- Только людям из всех живых существ дана способность понимать искусство и через него развиваться, как общество. Такое чувство, что вы считаете дрессуру искусством.
- Безусловно. То, как на человека влияет искусство, невозможно объяснить. Цирки – это не просто зрелище. Это творение и созидание. Даже если сейчас запретят цирки с животными и искоренят дрессуру, я уверена, что человечество к этому снова вернётся. И лет через 50-100, когда мы захотим снова попробовать, начнутся агрессия и жестокость к животным – от непонимания и незнания, отсутствия опыта и исследований, норм и контроля.
Лента новостей
- Aitu вместо Telegram: как госслужащих переводят на отечественный мессенджер
- «Наша нефть — не наша»: казахстанские власти обвинили в самообмане, пока иностранцы выкачивают недра
- 20 лет спустя: Нуркадилов, которого боялась власть. Обзор интервью ORDA News
- Интернет всё помнит: имеют ли казахстанцы право на цифровое забвение?
- На берегу Каспия в Мангистау нашли мёртвых птиц
- Кто просит зарплату в два миллиона тенге, рассказали в Минтруда
- Ударил врача — садись в тюрьму: депутаты хотят усилить ответственность за насилие над медиками
- Детям могут запретить регистрацию в соцсетях в Казахстане
- За асфальт критиковать нельзя? Почему китайская CITIC Construction подала в суд на общественника
- «Полиция не вмешалась»: женщина стала инвалидом из-за домашнего насилия в Петропавловске
- От жеребёнка до звезды: как сделать из коня циркового артиста
- Международные правозащитники требуют от Казахстана отклонить запрет на «ЛГБТ-пропаганду»
- Снег и гололёд — прогноз погоды на 12 ноября
- У США будет свой День Победы — Трамп
- «Посидим, чайку попьём, кофейку»: в Кремле прошла неформальная встреча Токаева и Путина
- Отпускали домой, несмотря на опасность: больной шизофренией жестоко убил соседа в Атырау
- Спектакль «Шие бағы»: крепки ли гробы из вишни?
- В Грузии разбился турецкий военный самолёт
- Декрет не спас: сотрудника прокуратуры задержали в Мангистау
- Квартиры дорожают, но казахстанцы продолжают их покупать



