«Оскар»-2025: «Анора», «Анора» и ещё раз «Анора»

cover Майки Мэдисон со статуэткой за главную роль в фильме «Анора»

Наибольшее количество наград на состоявшейся в Лос-Анджелесе 97-й церемонии вручения премии Американской академии кинематографических искусств и наук – пять – получила «Анора» Шона Бэйкера. Создатель этой картины вошёл в историю «Оскара»: впервые один человек забрал четыре статуэтки за один и тот же фильм – Бэйкер тут и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и монтажёр. Ошеломительный успех малобюджетной ленты, снятой всего за шесть миллионов долларов.

Отказ от политики

«Оскар»-2025 ожидался с большим интересом. Во-первых, в главной категории не было явного фаворита. Во-вторых, Лос-Анджелес ещё переживает последствия (прежде всего, ментальные) недавних страшных пожаров. В-третьих, ни для кого не секрет, что Голливуд на дух не переносит нового президента США Дональда Трампа, а церемония должна была состояться лишь через пару дней после грандиозного скандала с визитом в Белый дом президента Украины Владимира Зеленского. В свою очередь, Украину Голливуд все эти три тяжёлых года постоянно поддерживал, что отражалось, в том числе, в «оскаровских» вечерах предыдущих лет.

Однако теперь лишь Дэрил Ханна, вышедшая представлять номинацию «Лучший монтаж», начала речь со слов «Слава Украине!», да ведущий Конан О'Брайен в середине церемонии ввернул шутку с отсылкой на сюжет «Аноры»: 

«Полагаю, американцы рады увидеть наконец кого-то, кто способен противостоять могущественному русскому».


Традиционный начальный спич ведущего (О’Брайен в этом году дебютировал в данной роли на «Оскаре»), задающий тон вечеру, был весел, местами задорен, но совершенно беззуб. Досталось номинантке Карле Софии Гаскон (за главную роль в мюзикле «Эмилия Перес») по поводу скандала с её старыми постами в соцсетях и Адаму Сэндлеру – за ненадлежащий вид, но эта пикировка была заранее срежиссирована.

Образ Трампа появился в декорациях последовавшего музыкального номера в исполнении того же Конана – как аллюзия на постер фильма «Ученик. Восхождение Трампа», за главную роль в котором был номинирован актёр Себастьян Стэн, но на этом всё.

История для Латвии и Бразилии

Наградная часть церемонии началась с самой, пожалуй, предсказуемой победы – Кирана Калкина в категории «Лучший актёр в роли второго плана» за фильм «Настоящая боль», рассказывающем о двух братьях, которые, исполняя волю бабушки, отправляются в Польшу, окунаясь в историю евреев, Холокоста и Второй Мировой войны.

Калкин выдал яркую благодарственную речь, в том числе напомнив своей жене, что она обещала родить и четвёртого ребёнка, если Киран выиграет «Оскар».

Тема Восточной Европы продолжила главенствовать, благодаря победе мультфильма «Течение» (или «Поток») в полнометражной анимационной категории.

Очередная награда картины Гинта Зилбалодиса после «Золотого глобуса» и десятка других призов – и первый в истории «Оскар» для Латвии!

В аналогичной короткометражной номинации победил иранский мультфильм «В тени кипариса», и тут политика вернулась на сцену, но с неожиданной стороны. Дело в том, что аниматоры и супруги Хоссейн Молаеми и Ширин Сохани лишь за несколько часов до начала церемонии получили американские визы, из аэропорта они сразу поехали к Dolby Theatre, где традиционно вручаются «Оскары», а переодеваться им пришлось в туалете офисного здания через дорогу.

Помимо Латвии, свой первый «Оскар» в истории в этот вечер получила и Бразилия – в номинации «Лучший иностранный фильм», где, к слову, «Течение» тоже было представлено. Но картина «Я всё ещё здесь» легенды бразильского кинематографа Вальтера Саллеса («Центральный вокзал», «Дневники мотоциклиста») являлась фаворитом – особенно после скандала с Карлой Софией Гаскон, звездой «Эмилии Перес» – другого кандидата на победу.

У бразильской ленты были ещё две номинации – «Лучшая актриса в главной роли» и «Лучший фильм». «Я всё ещё здесь» – реальная история похищения и исчезновения политика Рубенса Пайвы в 1971 году во времена военной диктатуры и его жены Юнис, пытавшейся узнать судьбу мужа.

«Оскар» для друзей – израильтянина и палестинца

История современная вышла на первый план во время вручения наград в категории «Лучший полнометражный документальный фильм». Здесь тоже обошлось без неожиданностей: победителями стали создатели посвящённой ближневосточному конфликту картины «Нет другой земли», включая двух главных героев этой ленты – палестинского активиста Базеля Адра и израильского журналиста Юваля Абрахама. В течение нескольких лет друзья и соратники снимали насильственное переселение израильскими военными жителей двух десятков деревень на Западном берегу реки Иордан.

«Надеюсь, моя двухмесячная дочь не будет жить той же жизнью, что и я – в постоянном страхе насилия, сноса домов, перемещения. Наш фильм отражает реальность, с которой мы сталкиваемся на протяжении десятилетий»,  сказал в своей речи Базель Адра.

Никому не известный провал

Главным фильмом-неудачником нынешнего «Оскара» можно назвать очередной байопик Боба Дилана «Никому не известный». При восьми номинациях – от технических до главной – эта картина не получила вообще ничего. И даже хорошо, что сам великий музыкант и обладатель Нобелевской премии отказался прийти на церемонию, что организаторы неоднократно обыграли.

Наиболее удачно вышло у другой легенды – Мика Джаггера. Солист The Rolling Stones вышел представлять номинантов за лучшую песню:

«Продюсеры хотели, чтобы это сделал Боб Дилан, но тот отказался, сказав, что лучшие песни – в фильме о нём. «Найдите кого-то помоложе», – заявил он. И продюсеры нашли – меня. Я ведь моложе Боба Дилана».

На большее наверняка рассчитывали и создатели «Эмилии Перес», но, учитывая все скандалы вокруг фильма, две статуэтки при тринадцати номинациях (рекорд этого года) – тоже хорошо.

А вот результат в категории «Лучшая актриса в главной роли» стал практически шоком. Большинство экспертов и прогнозистов считало, что «Оскар» достанется Деми Мур за «Субстанцию» – особенно после «Золотого глобуса» и премии от Актёрской гильдии. Но выиграла Майки Мэдисон, сыгравшая Анору в одноимённом фильме. Неудачу Мур можно сравнить с аналогичной сенсацией 2009 года, когда Микки Рурк («Рестлер») уступил Шону Пенну («Харви Милк»).

Без поражений

Для Майки Мэдисон это первая номинация (в 25 лет) и сразу победа. Шон Бэйкер, позже получая приз за лучшую режиссуру от Квентина Тарантино, поблагодарил коллегу:

«Если бы ты не снял Майки в «Однажды в Голливуде», не было бы «Аноры».

Стопроцентный «оскаровский» КПД и у Эдриана Броуди, ожидаемо получившего за роль в «Бруталисте» свою вторую статуэтку (первая была в 2003 году, благодаря «Пианисту»). Причём, Броуди – первый в истории, кому удалось выиграть два главных актёрских «Оскара» всего с двух попыток.

Речь Броуди была насыщенной и самой… длинной. Когда оркестр заиграл, сигнализируя о том, что время подошло к концу, Эдриан поступил просто: эмоционально попросил заглушить музыку, и это, на удивление, сработало.

Выбирайте кинотеатры!

Впрочем, «заглушить» «Анору» у «Бруталиста» не вышло. Когда Шон Бэйкер забрал «Оскары» за сценарий и режиссуру, опередив Брэйди Корбета в обеих категориях, стало понятно, что «Анора» станет и лучшим фильмом.

В четвёртый раз Бэйкер полноценную речь произносить не стал – дал возможность выступить своим коллегам-продюсерам Алексу Коко и Саманте Кван. А в предыдущих своих спичах Шон благодарил актёров и работников секс-индустрии, семью и собак, «ругал» себя («Я спас этот фильм монтажом – режиссёр, снявший изначальный материал, не должен больше работать в кино!»), а наиболее яркими стали его слова по поводу кинотеатров. 

Бэйкер вспомнил, как в пандемию закрылось множество залов, призвал всех смотреть кино на больших экранах, а компании – прежде всего, сосредоточиться на прокатных релизах, вспомнил, как мама впервые отвела его в кинотеатр в пять лет, и подытожил: «Сегодня у моей мамы день рождения. Это для тебя!»

Объявлять главную номинацию вышли партнёры по мелодраме «Когда Гарри встретил Салли» Билли Кристал и Мег Райан, во второй раз воссоединившиеся в этом году после эпохальной рекламы под Супербоул по американскому футболу. В отличие от Аля Пачино, в 2024-м скомкавшего торжественный момент (что организаторы неумело пытались объяснить якобы изначальной задумкой ради уменьшения хронометража), Кристал и Райан позволили аудитории вспомнить, какие же десять фильмов претендуют на звание абсолютно лучшего, хотя результат уже был очевиден.

В итоге, у «Аноры» пять «Оскаров» при шести номинациях, у «Бруталиста» – три.

«Ордынка» вела онлайн-трансляцию церемонии в Telegram, где можно найти ещё больше подробностей главного голливудского вечера.

Все обладатели «Оскара» и номинанты

«Лучший актёр в роли второго плана»

Киран Калкин («Настоящая боль»)

Юра Борисов («Анора»)

Эдвард Нортон («Боб Дилан: никому не известный»)

Гай Пирс («Бруталист»)

Джереми Стронг («Ученик. Восхождение Трампа»)

«Лучший короткометражный анимационный фильм»

«В тени кипариса»

«Красавцы»

«Волшебные конфеты»

«Путешествие к чуду»

«Фу!»

«Лучший полнометражный анимационный фильм»

«Течение»

«Головоломка 2»

«Мемуары улитки»

«Уоллес и Громит: самая дикая месть»

«Дикий робот»

«Лучшие костюмы»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Боб Дилан: никому не известный»

«Конклав»

«Гладиатор 2»

«Носферату»

«Лучший оригинальный сценарий»

«Анора»

«Бруталист»

«Настоящая боль»

«Пятое сентября»

«Субстанция»

«Лучший адаптированный сценарий»

«Конклав»

«Боб Дилан: никому не известный»

«Эмилия Перес»

«Мальчишки из «Никеля»

«Синг-Синг»

«Лучшие грим и причёски»

«Субстанция»

«Другой человек»

«Эмилия Перес»

«Носферату»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Лучший монтаж»

«Анора»

«Бруталист»

«Конклав»

«Эмилия Перес»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Лучшая актриса в роли второго плана»

Зои Салдана («Эмилия Перес»)

Моника Барбаро («Боб Дилан: никому не известный»)

Ариана Гранде «Злая: сказка о ведьме Запада»)

Фелисити Джонс («Бруталист»)

Изабелла Росселлини («Конклав»)

«Лучшая работа художника-постановщика»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Бруталист»

«Конклав»

«Дюна: часть вторая»

«Носферату»

«Лучшая песня к фильму»

El Mal («Эмилия Перес»)

The Journey («Батальон 6888»)

Like A Bird («Синг-Синг»)

Mi Camino («Эмилия Перес»)

Never Too Late («Элтон Джон: никогда не поздно»)

«Лучший короткометражный документальный фильм»

«Единственная девушка в оркестре»

«Смерть в цифрах»

«Я готов, надзиратель»

«Инцидент»

«Инструменты бьющегося сердца»

«Лучший полнометражный документальный фильм»

«Нет другой земли»

«Дневники чёрного ящика»

«Фарфоровая война»

«Саундтрек к государственному перевороту»

«Сахарный тростник»

«Лучший звук»

«Дюна: часть вторая»

«Боб Дилан: никому не известный»

«Эмилия Перес»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Дикий робот»

«Лучшие визуальные эффекты»

«Дюна: часть вторая»

«Чужой: «Ромул»

«Быть лучше: история Робби Уильямса»

«Планета обезьян: новое царство»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Лучший короткометражный игровой фильм»

«Я не робот»

«Залог»

«Ануя»

«Последний рейнджер»

«Человек, который не мог молчать»

«Лучшая операторская работа»

«Бруталист»

«Дюна: часть вторая»

«Эмилия Перес»

«Мария»

«Носферату»

«Лучший иностранный фильм»

«Я всё ещё здесь» (Бразилия)

«Девушка с иглой» (Дания)

«Эмилия Перес» (Франция)

«Семя священного инжира» (Германия)

«Течение» (Латвия)

«Лучшая музыка»

«Бруталист»

«Конклав»

«Эмилия Перес»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

«Дикий робот»

«Лучший актёр в главной роли»

Эдриан Броуди («Бруталист»)

Тимоти Шаламе («Боб Дилан: никому не известный»)

Рэйф Файнс («Конклав»)

Колман Доминго («Синг-Синг»)

Себастьян Стэн («Ученик. Восхождение Трампа»)

«Лучшая режиссура»

Шон Бэйкер («Анора»)

Брэйди Корбет («Бруталист»)

Джеймс Мэнголд («Боб Дилан: никому не известный»)

Жак Одиар («Эмилия Перес»)

Корали Фаржа («Субстанция»)

«Лучшая актриса в главной роли»

Майки Мэдисон («Анора»)

Карла София Гаскон («Эмилия Перес»)

Деми Мур («Субстанция»)

Фернанда Торрес («Я всё ещё здесь»)

Синтия Эриво («Злая: сказка о ведьме Запада»)

«Лучший фильм»

«Анора»

«Бруталист»

«Боб Дилан: никому не известный»

«Конклав»

«Дюна: часть вторая»

«Эмилия Перес»

«Я всё ещё здесь»

«Мальчишки из «Никеля»

«Субстанция»

«Злая: сказка о ведьме Запада»

Лента новостей

все новости