Orda.kz помогает сохранять исторический облик Алматы

cover фото Orda.kz

Три недели назад Orda.kz писала о том, как арендаторы кинотеатра «Арман» закрыли летними террасами знаменитые барельефы Виктора Константинова. Накануне наш корреспондент поучаствовал в экскурсии по городу и увидел, какие изменения иногда приносят действия общественности.

Тур по объектам советского модернизма стартует от памятника Абаю. У монумента собрались больше 20 человек. Подавляющее большинство – алматинцы, которые хотят больше узнать о городе. Экскурсию организовал Archcode Almaty, проект, который занимается изучением и защитой исторического наследия города. В качестве экскурсовода – Андрей Поздняков, один из авторов Orda.kz. Он рассказывает о 1960-1970-х – расцвете Советского Казахстана и переходит к зданиям, которые стали архитектурным прорывом и символами его столицы, а после пострадали от реконструкций. Первая «жертва» – дворец Республики, бывший дворец Ленина. Здание не только претерпело внешние изменения, но и потеряло технические характеристики: систему кондиционирования и вентиляции разрушили, внутри стало очень душно, рассказывает Андрей.

Затем переходим к кинотеатру «Арман», который был самым модернистским зданием Алматы в 1968 году. «Глыба льда», которая спустилась с ледников Алатау. Благодаря общественности и Orda.kz владельцы заведений внесли изменения в летники. Владелец террасы слева беспрепятственно пропускает туристические группы в свой ресторан, который закрыл общий вид на барельефы о космосе.

экскурсия в ресторане, фото Orda.kz

Хозяева ресторана на проспекте Достык внесли конструктивные изменения и убрали конструкцию на входе. Теперь увидеть барельеф, посвященный 50-летию Советского Казахстана, со сценой восстания Амангельды Иманова ничего не мешает, ну или почти ничего, только горшки с туями.

Барельеф В. Константинова на проспекте Достык, фото Orda.kz

Ещё недавно это место выглядело вот так.

Здание кинотеатра «Арман» с западной стороны три недели назад, фото Orda.kz

Одно из самых пострадавших зданий алматинского модернизма – первые жилые высотки в городе. Замысел архитекторов – террассы по периметру – испортили сами жильцы, чтобы увеличить площади квартир. В итоге дом стал похож на трущобы, ощущение, что здание – самострой. На коллаже видно, на что мы смотрим сейчас и что было в течение многих лет после окончания строительства в 1970 году.

"Три богатыря" стало/было

Группа инициативных жильцов и архитекторов три года назад предлагала варианты реконструкции дома. Однако на это нужны колоссальные средства, а также согласие всех проживающих. Отрезать от квартир «драгоценные» квадратные метры, панорамные окна, многие не согласятся. Пока «Три богатыря» живут как есть. Общественным зданиям повезло больше.

Гостиница «Казахстан», фото Orda.kz

Андрей Поздняков рассказывает, что здание гостиницы «Казахстан» в своё время стало вызовом во многих смыслах. Против постройки первого в республике небоскрёба в зоне 9-балльного землетрясения выступала общественность. Во-вторых, в эпоху интернационального искусства в здании было слишком много «национального», плюс масштаб – «Казахстан на себя как будто корону примерил», – говорит Поздняков. Ещё один пример «восточного вызова» – мечетеподобный Дворец школьников.

Дворец школьников Алматы, фото Orda.kz

Подойти к зданию сейчас не так просто – ведётся реконструкция сквера. Orda.kz публиковала возмущение общественников по этому поводу, а также успокаивающий ответ акимата.

Организаторы экскурсий из Archcode Almaty, а также других туров по городу хотят развеять миф о том, что в городе смотреть нечего. Мы живем среди архитектурных памятников разных эпох и можем узнать о них гораздо больше, чем кажется, тогда и ценить и оберегать станем больше.

Лента новостей

все новости