Жители города жалуются – одна из визитных карточек города, кинотеатр «Арман», снова исчезает. С двух сторон обосновались летние кафе, которые практически полностью закрывают фасады c барельефами художника-монументалиста Виктора Константинова. Orda.kz попыталась узнать, что происходит со знаковым зданием.

Кинотеатр на углу проспектов Абая и Ленина (ныне проспект Достык. – Прим. ред.) открыл свои двери в 1968 году. Уже тогда алматинцам здание, выстроенное по проекту трио архитекторов – Кожемпо, Панина и Слонова, показалось очень современным, даже футуристичным. В конце 1990-х в здании разместился ночной клуб, затем кинотеатр всё же вернули.

В 2017 году, когда директором «Армана» был брат Батырхана Шукенова – Бауржан, обнаружили внутренний барельеф, спрятанный за стеной гипсокартона. Тогда Бауржан Шукенов и его дочь Наргиз приложили немало усилий, чтобы восстановить произведение искусства, и привлекли внимание к необходимости сохранять культурное наследие города. Руководство кинотеатра с тех пор сменилось, и в «ковидные» два года он, по сути, был полностью закрыт. Сейчас, когда вирус отступил, здание стало активно обрастать летними террасами.

Алматы теряет архитектурный облик: исторические барельефы прячут за летними кафе
Здание кинотеатра «Арман» с восточной стороны закрывают мощной террасой, фото Orda.kz
Алматы теряет архитектурный облик: исторические барельефы прячут за летними кафе
Здание кинотеатра «Арман» с западной стороны – там уже работает кафе, фото Orda.kz

Понятно, что киноиндустрия и прокат после пандемии переживают не лучшие времена, как и рестораторы, которые упустили огромную потенциальную выгоду. Однако возвращаться в 1990-е, когда всем было, по сути, плевать на архитектурное наследие Алматы, тоже не хочется.

Барельефы Константинова

Orda.kz пообщалась с гидом Анной Дегтярёвой, которая водит экскурсии и по объектам алматинского модернизма. Она рассказала несколько интересных фактов об «Армане»:

«Кинотеатр «Арман» считается первым советским модернистским зданием в нашем городе. По словам архитектора Коржемпо, одного из авторов проекта, внешний облик «Армана» был вдохновлён образом ледника, спустившегося к подножию гор. Сама идея здания прекрасна своей простотой: в оригинальном проекте не было окон, а свет проникал через отверстие в крыше – там был внутренний двор. В такой модернистской «юрте» все залы имели естественное освещение и вид на сад. Во время одной из реконструкций крышу застеклили, а сад убрали».

По словам историка и гида, барельефы на стенах снаружи и внутри здания авторства Константинова и Завизионного стали важным элементом модернизма в Алматы. О монументалисте Константинове известно, что он родился в Иркутской области, окончил художественно-промышленное училище имени Мухиной в Ленинграде, воевал на фронтах Второй мировой войны, затем приехал в Алма-Ату. В нашем городе он участвовал в украшении здания цирка, создал композицию у гостиницы «Алатау» и барельефы на кинотеатре «Арман». Они рассказывали о настоящем и будущем советского Казахстана – сборе урожая, полёте в космос. Теперь народные подвиги прячутся за плотной стеной из искусственных цветов и конструкциями террасы.

Алматы теряет архитектурный облик: исторические барельефы прячут за летними кафе
Фото Orda.kz

«Кстати, по изначальной задумке, снаружи здания у восточной стены (что ближе к Novotel) должен был располагаться кинотеатр под открытым небом на 470 мест. Поэтому на той стене есть барельеф, о котором многие не знают, и выступ для кинопроектора. Архитектура советского модернизма очень много взаимодействовала с природой, и в проекте кинотеатра это отлично видно», – продолжает рассказ Анна.

Кафе быть

Теперь там будет кафе или ресторан, но плотно заслоняющее произведение искусства. Когда в 2016 году началось строительство международного отеля, многие градозащитники возражали. Они предупреждали, что барельефы Константинова в итоге окажутся зажатыми между боковым фасадом Novotel и кинотеатром. Так оно в итоге и случилось, а теперь в промежутке будет не общедоступное пространство, а частное заведение. Чье – выяснить Orda.kz пока не удалось. Проходящие мимо рабочие сказали, что монтируют видеонаблюдение и не знают, кому принадлежит кафе.

Также непонятно, кто сдаёт в аренду помещения и террасы: дозвониться до администрации кинотеатра «Арман» сегодня оказалось непосильной задачей. Если бы устроители кафе бережнее отнеслись к окружению – претензий у горожан бы не было. Но массивные конструкции не оставляют барельефам и экскурсоводам ни малейшего шанса.

Алматы теряет архитектурный облик: исторические барельефы прячут за летними кафе
Строящаяся терраса между отелем Novotel и кинотеатром «Арман», фото Orda.kz

«Почему-то одно из самых красивых модернистских зданий нашего города постоянно страдает от изменений: пропадают открытое небо в саду, скульптура девушки из сада, потом и сам сад, а в конце демонтируют корону на крыше здания, которая «дружила» его с другими зданиями в ансамбле площади Абая. При этом кинотеатр «Арман» – памятник местного значения», – с грустью говорит гид по Алматы.

Анна также сокрушается, что от таких действий зависит и её работа – если памятники будут закрывать и прятать, то показывать ей будет попросту нечего.

Orda.kz делала запрос в акимат Алматы относительно уместности массивных летников, которые скрывают за собой архитектурные памятники и символы города. Ждём ответа.

Автор: Вадим Кушербаев


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Поделиться: