«Они думают, что продадут нам бусы». Арабские инвесторы могут забрать камеры «Сергек» в Астане

cover Фото: нейросеть Midjourney

Акимат Астаны продлил договор государственно-частного партнёрства (ГЧП) с компанией Sergek Group на обслуживание городских камер видеонаблюдения до ноября 2024 года, сообщает Orda.kz

Городская администрация ещё не объявила конкурс по выбору нового подрядчика, хотя договор с Sergek Group формально завершился в мае. Известно, что в нём будет участвовать компания из ОАЭ. 

«Сейчас проект ГЧП в Астане продлён до ноября 2024 года. Всё, что построено в рамках проекта, находится на балансе государственного партнёра, мы продолжаем обслуживать систему. Но конкурса в обычном виде на новый этап нет. Компания из Объединённых Арабских Эмиратов подала заявку на новый договор путём прямых переговоров. Грубо говоря, это когда у них есть что-то настолько уникальное и крутое, что даже конкурс проводить смысла нет, вы такого нигде не найдёте», рассказали в Sergek Group. 

По словам директора по коммуникациям Sergek Group Асель Кужахметовой, чтобы принять решение, акимат собрал комиссию, которая должна оценить предложенную систему. Понять, насколько она уникальная, посмотреть, как всё это будет работать в Казахстане, и проголосовать по итогу. Если городские власти решат, что решение не уникально для Казахстана, то тогда, скорее всего, будет конкурс, и все участники будут соревноваться на равных условиях. Если комиссия решит, что решение действительно уникальное, то акимат заключит с поставщиком договор ГЧП. 

««Мы со своей стороны изучаем их опыт и ведём с ними переговоры. Если они действительно уникальные – то у них стоит поучиться и мы готовы учиться. Мы уже начали экспортировать наши решения в ближнее и дальнее зарубежье, и чем больше опыта у нас будет, тем лучше»
отметила Кужахметова. 

Угроза безопасности?

19 июня группа гражданских активистов потребовала, чтобы антимонопольные органы проверили деятельность группы «Сергек». По их мнению, камеры для фиксации нарушений на казахстанских дорогах ставят под угрозу безопасность личных данных водителей. Свои требования они оформили в петицию на сайте ePetition.kz. 

«Любой сайт, когда вы на него заходите, просит подтверждение, что вы даёте разрешение на сбор персональных данных. А "Сергек" собирает все данные без нашего разрешения. Я лично против того, чтобы мои данные собирали», заявил активист Асхат Берсалимов.

Недавние нападки на «Сергек» Кужахметова называет битвой за рынок:

«Так получилось, что на протяжении нескольких лет мы практически одновременно вели в разных городах проекты ГЧП по обеспечению безопасности граждан, и эти проекты подходят к концу тоже практически одновременно. И мы продолжаем наблюдать стремление зарубежных компаний зайти в Казахстан. И дело, на наш взгляд, не только в том, что государственные деньги потекут за рубеж, а скорее в отношении, в этом постоянном взгляде «свысока». Некоторые смотрят на Казахстан как на бывшую «свою» территорию, другие ставят нас в один ряд с африканскими странами, и думают, что могут продавать нам бусы. Это было всегда и это касается не только «Сергека» и наших технологий», - рассказала Асель Кужахметова»,

По её словам, система не собирает личные данные водителей. Камера не знает имени человека, а видит только номер автомобиля. Информация о нарушении система автоматически передаёт на сервер Генеральной прокуратуры (КПСиСУ), где уполномоченный сотрудник подтверждает или отклоняет нарушение. Сервер прокуратуры самостоятельно подтягивает сведения из баз данных о владельце, адресе проживания и хранит информацию о нарушениях за пределами системы «Сергек».

«Ну и нас упрекают в том, что мы закупаем компоненты комплекса вне Казахстана. Это вынужденная мера: например, те же камеры в нашей стране не производятся. Есть те, кто собирает камеры, а вот производства нет, это невыгодно. Для современного мира это нормально, практически все ключевые микрочипы производятся на Тайване, а большинство матриц для камер — в Японии, потом в Китае крупный завод собирает эти микрочипы и матрицы вместе в корпус и рассылает по всему миру», рассказала Асель Кужахметова. 

При этом эксперты не раз утверждали, что системы общественной и дорожной безопасности — элемент безопасности национальной. Система должна быть надёжной независимо от того, какие компоненты в ней используются. Подробнее об IT-суверенитете Казахстана читайте по ссылке

Читайте также:

Лента новостей

все новости