Обшарпанная комната вместо пятизвёздочного отеля: как турфирмы зарабатывают миллионы на обмане туристов
Известный адвокат рассказал, как обманывают казахстанских туристов у них же на родине. Юрист поделился с корреспондентом Orda.kz лайфхаками, которые помогут защитить их права и не испортить отдых.
Чем запомнился отдых?
Адвокат из Астаны Сержан Пралиев и его семья ждали отдыха целый год. Поэтому решили не экономить и прибрести тур «всё включено» в пятизвёздочном отеле на первой береговой линии пляжа в Анталии. Однако по прилёту ожидания не совпали с реальностью.
«Я был в шоке. На сайте вроде солидной компании НТ.KZ было указано, что отель ARMAS KAPLAN PARADISE — пятизвёздочный, что он расположен на первой береговой линии. Я поверил, забронировал и заключил договор с турагентом. Однако по приезде в отель понял, что он ниже классом и находится от пляжа на расстоянии 800 метров. Номер наш был обшарпанным. Из мебели стоял маленький старый холодильник, элементарно не было даже зубной пасты и шампуня», — возмущается Сержан.
Мужчина почувствовал себя обманутым и сразу начал собирать доказательства. На истинный статус гостиницы указывают следующие факты:
- двери номера в ванной, где указаны четыре звезды (сделал фото);
- российские и зарубежные сайты, где также имеется статус отеля (сделал скрины);
- на официальном сайте отеля ARMAS KAPLAN PARADISE умышленно не указан статус отеля, что вводит людей в заблуждение (сделал копию скана);
- согласно официальному сайту Агентства по продвижению и развития туризма Министерства культуры и туризма Турецкой Республики tga.gov.tr, отель ARMAS KAPLAN PARADISE является четырёхзвездочным. Там же через QR-код можно проверить сертификат;
- сделал запрос в Генеральное консульство РК в Анталии.
Деньги утекают через дыру в подкладке
Впрочем, собирать эту информацию необходимо ещё до заключения договора с турагентством, советует юрист. Поскольку доказать истину в суде даже опытному адвокату непросто. Пралиев на это потратил четыре месяца. Несмотря на то, что факт оказания некачественных услуг налицо, возмещать ущерб никто не хотел. Главным препятствием стало несовершенство закона «О туристической деятельности в РК».
«Я хотел решить всё мирно и отправил в ТОО "HT.KZ 19" досудебную претензию, попросил возместить разницу в стоимости тура в размере 450 000 тенге. Однако мне отказали. Турагент говорит, что должен отвечать туроператор ТОО "ITOUR", у которого он купил тур, а туроператор — на турагента. В дураках остаётся турист», — говорит Пралиев.
Проверив «методом тыка» восемь турецких отелей, которые предлагают казахстанские турагенты через турецкий сайт tga.gov.tr, юрист выяснил, что ни один из них не даёт достоверную информацию. А сделано это, чтобы продать тур дороже, чем он стоит. Кто виноват в данном случае — турагент, оператор или турецкая сторона, не разберёшь:
«В закон "О туристической деятельности в РК" нужно внести изменения. Зачем нужна эта "подкладка" в виде турагента? Явно чтобы увеличить стоимость тура. Допустим, отель стоит миллион, а туроператор добавляет свои 10–20 %, далее турагент ещё добавляет столько же. И на выходе цена выросла в три раза».
Забил и забыл: как совладать с нечестными турагентами и беззубыми чиновниками?
По словам адвоката, туристы массово жалуются, но меры по ним государственные органы не принимают.
«Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта занимается отписками. У меня есть от них ответ, где они предлагают мне обращаться в суд. Хотя закон им даёт широкие полномочия, но госорган абсолютно беззубый в плане защиты прав потребителей. По моей жалобе меры так и не приняты», — говорит Пралиев.
В результате иск к турагенту был удовлетворён, но частично. Суд принял решение взыскать с ТОО в пользу туриста 250 000 тенге за моральный вред, а также расходы по оплате государственной пошлины. По словам Пралиева, для него как для адвоката было важно доказать правду и создать прецедент. Ведь большинство казахстанских туристов обращаться массово в суды с исками не торопятся. Ущерб в 450 тысяч тенге вырастет вдвое из-за расходов на адвоката. Однако если учесть, сколько клиентов водят за нос каждый туристический сезон, зарабатывать на разнице можно миллионы тенге.
Читайте также:
Лента новостей
- Начало Кантара, вода, тепло и пальмы: чем запомнился Нурлан Ногаев на посту акима Мангистауской области
- За обнаженную видеосъемку во время ареста казахстанская журналистка отсудила деньги у госорганов
- Паводки в Казахстане: Евразийский банк развития выдал стране миллион долларов
- Украл миллиард из казны: суд вынес решение по делу беглого бизнесмена Ануарбека Джексенгалиева
- Атака беспилотников на Новороссийск: под угрозой ли экспорт казахстанской нефти?
- Как при Сагинтаеве незаконно продали земли в природном парке Алматы
- За рекламу двоежёнства накажут администрацию алматинского ТЦ
- Выросшие тарифы, новый аким и дорогое жильё: что ещё изменилось в Алатау
- Антикор завершил расследование по делу о взятках в МСХ
- Паводки в Кульсары: только треть пострадавших домов признали аварийными
- В ЗКО снесли памятник учителю, установленный на деньги выпускников
- Жительница Мангистау ночует в палатке с сыном-инвалидом перед зданием акимата
- В Алматы появится новый сквер
- В Петропавловске бизнес направил первые транши на жильё пострадавшим от паводков
- Скромность Токаева: почему президент не отмечает день рождения
- Легализация эскорта и проституции в Казахстане: мнения за и против
- Третий день митинга в Кульсары: жители обратились к Токаеву
- «Как в Кульсары». В Атырауской области топит кладбище
- В Семее нашли тело пропавшей месяц назад девушки. Поиски её брата продолжаются
- В Алматы и Алматинской области возможны разливы рек