Летние сезоны туриндустрии: почему Казахстан за год рванул вперед

cover фото Orda.kz

Почему в 2023 году за границу поедут полмиллиона казахстанцев, а стране не хватает «крыльев», но будущее вывозного туризма при этом безоблачно, в репортаже Orda.kz

Со стартом международной выставки «Туризм и путешествия» KITF TRAVEL FORUM у центра делового сотрудничества «Атакент» образовались большие пробки – большое число гостей и участников. Внутри комплекса – красивые стенды туроператоров и авиакомпаний, тысячи посетителей и огромное число участников.

В 2022 году туристическая отрасль страны пережила настоящий выездной бум – об этом говорили в ходе панельной сессии “Будущее выездного туризма в Казахстане: от вызовов к новым возможностям”. В начале Асылхан Есилов, директор корпоративного Фонда «Туристік Қамқор», который занимается возвратом туристов в случае форс-мажора, выразил восхищение казахстанскими туроператорами, которые пережили пандемию, когда турпоток почти полностью иссяк, восстанавливают традиционные направления и открывают новые.

Выездной туризм из Казахстана переживает бурный рост

Спикеры, представители крупнейших туроператоров страны, в один голос говорили о буме, который пережил туристический рынок страны в 2022 году. В числе причин – отложенный спрос, который накопился в коронавирусный период. Соскучились казахстанцы и по берегу турецкому, и тайскому, и другим тоже. Об этом рассказала Балжан Билялова, директор дистрибуции туроператора FUN&SUN.

"Будущее международного туризма просто блестящее. Об этом говорят результаты прошлого года, результаты зимнего сезона. За зимний сезон туроператор отправил в более, чем 10 стран. Если раньше зимними направлениями были Таиланд и Эмираты, то в этом на Мальдивы, Сейшелы, в Италию, Гоа", - говорит представитель туроператора.

Развитию новых направлений в 2023 способствует облегчение визового режима с Вьетнамом и Китаем. Именно эти направления и могут стать топовыми в текущем году. Виза во Вьетнам для граждан Казахстана приобретается по прибытию в страну. А в Китае казахстанцы могут находиться 30 дней без визы. Именно южный китайский остров Хайнань к концу года может стать одним из самых загруженных направлений, считает заместитель директора туроператора TEZ TOUR  Лилия Тулегенова, как только наладится прямое авиасообщение. Виктория Ульянова, гендиректор туроператора Selfie Travel, с оптимизмом смотрит в будущее отрасли.

"Если в прошлом году мы летали в Турцию, Эмираты и Египет, то сегодня мы открываем для себя 4 новых направления. Мы вернули программу на северное побережье Египта, называемые всеми Египетские Мальдивами. Мы начинали её до пандемии, а сегодня восстанавливаем. Мы продлеваем программу в Таиланд из Казахстана, чего раньше не было, продолжаем летать на Мальдивы", – рассказала Ульянова.

Участники панельной сессии: Лилия Тулегенова, Анна Загоруйко, Балжан Билялова, Виктория Ульянова, Рашад Бунядов, Асылхан Есилов, фото Orda.kz

При этом глава Selfie Travel отметила, что одним из важных факторов роста выездного туризма из Казахстана стали переехавшие в Казахстан российские релоканты.

"Есть большой спрос из Казахстана, и он связан с геополитической ситуацией. Но благодаря этому у нас есть возможность открывать новые направления, что мы сейчас и делаем".

Бурный рост ведёт к большим изменениям

Ещё один участник панельной сессии, генеральный директор “Anextour Kazakhstan” Рашад Бунядов, отметил, что рынок выездного туризма в Казахстане пережил слишком бурный рост. Это повлекло высокую конкуренцию, и снижение стоимости туров, но есть обоснованные опасения и в том, что рано или поздно россияне ввернуться на родину.

"Отдыхающих стало больше, но я считаю, что не настолько вырастет объём туризма из Казахстана. Это не сходится с полётной программой. Рынок перегрелся. Наступила конкуренция, это повлияло на цены и дало больше возможности части населения отдыхать", – считает Бунядов.

При этом, вместе с большим ростом и обострением конкуренции, начинают меняться и сами туроператоры. SelfieTravel создаёт собственную экосистему, а туроператор KOMPAS заключил соглашение с KASPI.Travel, и туры будут продавать через самое популярное банковское приложение в стране. Из-за этого возникли опасения, что это приведёт к закрытию многих туристических агентств, но Анна Загоруйко, генеральный директор туроператор KOMPAS, попыталась развеять эти опасения.

"Я считаю это развитием рынка, если другие онлайн-платформы развивают туристическое направление. Есть люди, которые самостоятельно организуют себе отдых. Рынок турагентств никогда не умрёт, они всегда будут нужны рынку. Профессия турагента трансформируется, раньше 80% времени занимала не консультация, а бронирование, оплата, и только 20% – общение. Сейчас компетентность агентств выходит на 1 место. Конкуренция уже не упирается в цену. Клиентам это будет необходимо. Я считаю, что это развитие, и появится профессия travel expert. И искусственный интеллект их не заменит", – сказала Загоруйко.

генеральный директор туроператор KOMPAS Анна Загоруйко, фото Orda.kz

С тем, что профессиональные консультанты будут нужны всегда, согласилась и гендиректор Selfie Travel Виктория Ульянова. Сервис с клиентом сейчас вышел на первое место, отметила она, а цена тура уже не даёт компаниям большого конкурентного преимущества на рынке, подчеркнула эксперт.

генеральный директор туроператора Selfie Travel Виктория Ульянова, фото Orda.kz

Казахстану необходимо больше "крыльев"

Крыльями туроператоры на профессиональном сленге называют авиалайнеры. Об их нехватке, особенно в пиковый, летний период говорили все участники панельной сессии. Прямые рейсы играют огромную роль в развитии традиционных и новых туристических направлений.

"Нехватка самолётов – одна из самых главных проблем Республики Казахстан. Я, даже работая в России, знал об этом. Думаю, появятся самолёты в течение летнего сезона, тогда все смогут реализовать новые направления. Рост рынка должен происходить постепенно, а не резко. Я считаю, что на лето Казахстан не готов к таким объёмам. Есть традиционные направления, но они и так развиты, надо туда немного сократить полёты, чтобы открывать новые направления", – заявил гендиректор "Anextour Kazakhstan" Рашад Бунядов.

Большая проблема нехватки бортов связана с сезонностью отпусков казахстанцев: с апреля по октябрь загрузка большая, в остальное время спрос ниже, и авиакомпаниям становится накладно содержать большие авиапарки. При этом именно от авиакомпаний зависят туроператоры.

генеральный директор "Anextour Kazakhstan" Рашад Бунядов, фото Orda.kz

Вопросы по развитию разных направлений были переадресованы участникам следующей панельной сессии – «Тенденции в сфере путешествий готовы к взлёту в 2023 году». В ней участвовали представители трёх казахстанских и одной египетской авиакомпании и аэропортов Астаны и Алматы.

Больше остальных парк самолётов сейчас наращивает авиакомпания SCAT. Она закупила новые Боинги, которые уже этим летом будут возить казахстанцев на популярные курорты, также авиакомпания собственными силами достраивает новый терминал аэропорта в Шымкенте, рассказал Андрей Бибер, начальник отдела управления маршрутами авиакомпании SCAT.

"Сейчас там маленький терминал, который не соответствует пассажиропотоку, вызовам города, современным требованиям. Мы рассчитываем, что к концу года в Шымкенте будет открыт новый современный терминал. На его базе мы хотим создать авиационный хаб для международных рейсов и создавать транспортный хаб в Шымкенте".

Участники панельной сессии, Андрей Бибер, Mr.Hatem Ahmed Hassan, Елена Дюгай, Марат Хасенов, Бахыт Бекжанов, Адель Даулетбек, фото Orda.kz

Живут открытием нового терминала и в аэропорту Алматы. По словам Бахыта Бекжанова, коммерческого директора воздушной гавани, строительство будет завершено в середине 2024 года. Сейчас же аэропорт работает на пределе возможности, превышая проектную мощность терминала в 2-2,5 раза. Отвечая на вопрос корреспондента Orda.kz о том, как изменится карта полётов из мегаполиса после открытия, Бекжанов заявил, что это зависит во многом от стратегии авиакомпаний, и особенно главного партнёра аэропорта – Air Astana.

Адель Даулетбек, Вице-президент по маркетингу и продажам авиакомпании Air Astana, подчеркнул, что несмотря на полное соответствие новым правилам, которые были анонсированы недавно, перевозчик не останавливается на достигнутом и продолжает работать над улучшением сервиса, соблюдая самые высокие стандарты безопасности.

"Наш парк воздушных судов, включающий в себя современные типы самолетов, например, такие как Airbus A321neo LR, позволяет пассажирам путешествовать с повышенным комфортом. Подтверждением качества обслуживания стало то, что мы в 10-й раз получили награду Skytrax как лучшая авиакомпания в регионе. И мы готовы продолжать улучшать свой сервис. Так же авиакомпания планирует уже этим летом увеличить частоту рейсов в столицы региона – Бишкек, Душанбе и Ташкент", – сказал Даулетбек.

Внутренний туризм и туры в Казахстан

Участники KITF TRAVEL FORUM также согласились с прозвучавшими из зала предложениями развивать внутренний туризм и сделать страну более привлекательной для иностранных гостей.

Над развитием морского туризма в Актау активно работает туроператор «Anextour Kazakhstan». Пока главным тормозом остаётся нехватка гостиничных номеров и малая представленность на Каспийском побережье международных сетей отелей с высокими стандартами сервиса, а также развитие историко-культурной составляющей, которая также будет интересна иностранцам. Это касается всех регионов Казахстана.

KITF 2023 Travel Forum Фото Orda.kz

Сейчас туроператоры хотят приложить усилия для привлечения туристов из России и Китая, россиян даже хотят возить из приграничных с Казахстаном регионов в другие страны, куда сейчас невозможно попасть из-за международных санкций. Пока это только идея.

Лента новостей

все новости