Обошлись малой кровью: почему в Алматы повышают стоимость проезда в общественном транспорте

cover коллаж Orda.kz

В Алматы с 21 августа впервые за 11 лет повышают тариф на стоимость проезда в общественном транспорте. Orda.kz сравнила стоимость и условия проезда с другими городами Казахстана, Центральной Азии и мира, а также выяснила, что мы фактически платим за проезд гораздо больше.

На VII сессии маслихата Алматы была одобрена новая стоимость проезда – с нынешних 80 до 100 тенге по транспортной карте "Онай" и со 150 до 200 тенге при оплате наличными. Последнее повышение стоимости проезда было в 2012 году. Это своего рода 11-летний рекорд, учитывая инфляцию. 

Как пояснил руководитель управления городской мобильности Алматы Сагындык Телибаев, это необходимо, чтобы снизить нагрузку на городской бюджет. Сейчас каждая поездка субсидируется. С учётом расходов на покупку нового транспорта, его содержания, обслуживания и выхода на линии, поездка стоит 425 тенге, при этом фактически пассажир платил 80, то есть 345 тенге доплачивали из городской казны. Теперь сумма субсидий слегка уменьшится. 

новые автобусы в Алматы, фото акимат Алматы
Новые автобусы в Алматы, фото акимат Алматы

Если в 2017 году субсидии транспортникам Алматы составляли 300 млн теге в год, то сейчас сумма стала почти астрономической – 55 млрд тенге. Это колоссальная нагрузка на бюджет, который формируется в том числе из налогов алматинцев, чьи поступления формируют и львиную долю, 28%, республиканского бюджета. 

"В связи с этим в 2023 году возникает острая необходимость в пересмотре стоимости тарифа. Установить в размере 100 тенге при безналичной оплате и 200 тенге при оплате наличными. В таком случае прогнозируемый объём субсидирования в 2023 году сократится более чем на 10 млрд тенге", 
 говорит Телибаев.

Для сравнения: на продолжение строительства станции метро Калкаман, следующей после Бауыржан Момышулы, в бюджете города предусмотрено всего 275 млн тенге.

Сэкономленные от повышения стоимости проезда 10 млрд тенге в год планируют направить на развитие транспортной системы города. Так, до 2025 года город планирует закупить 2 680 единиц нового транспорта, в том числе 200 новых троллейбусов. Это больше, чем сейчас ежедневно выходит на линии – 2 100 автобусов и троллейбусов

Сколько стоит проезд в других городах Казахстана?

Самый дорогой проезд в Казахстане сейчас в Костанае и Кокшетау. Там он равен 100 тенге. Теперь такая же стоимость будет и в Алматы, чья транспортная система, помимо автобусов, дополнена троллейбусами и метро. 

автобусы в Костанае, фото Костанайские новости
Автобусы в Костанае, фото "Костанайские новости"

На втором месте – Усть-Каменогорск, областной центр ВКО, и столица республики Астана – 90 тенге. Причём везде перевозчики настаивают на том, что реальные затраты в разы выше. В Усть-Каменогорске, в частности, 350 тенге за пассажира, но перевозки субсидирует акимат. 

На третьем месте – Кызылорда и Тараз, где стоимость одной поездки составляет 85 тенге.

80 тенге за поездку отдают жители Атырау, Петропавловска, Павлодара, Талдыкоргана, Караганды, Семея, Актобе и Уральска.

70 тенге стоит проезд в общественном транспорте Туркестана и Шымкента. 

При этом качество общественного транспорта в Алматы и других городах сравнивать сложно. Во многих областных центрах на линии выходят либо отжившие свой век большие автобусы, либо малогабаритные "коробочки", или маршрутки, которые к счастью, исчезли с улиц мегаполиса. 

трамвай в Павлодаре, фото из открытых источников
Трамваи в Павлодаре

Кстати, трамвайные системы в Казахстане остались только в трёх городах. В Темиртау, но там движение из-за состояния путей и парка приостановлено, в Усть-Каменогорске, а самая большая трамвайная сеть – в Павлодаре. 

Алматинский трамвай, который начал курсировать с 1937 года, был убран с улиц в 2015 году. С тех пор горожанам обещают внедрить скоростной трамвай: ЛРТ с запада города по улице Толе Би аж до Талгара. Однако обещание остаётся пока невыполненным.

Стоимость проезда в общественном транспорте в городах бывшего СССР

Одной из самых развитых в Центральной Азии остаётся транспортная система Ташкента. Метро там открыли в 1977 году, и сейчас оно состоит из четырёх линий с 48-ю станциями. В метро Алматы их только 11. Стоимость проезда по карте – 1 800 сум, или 69 тенге, 2 000 сум – при оплате наличными.

В Бишкеке есть троллейбусная и автобусная системы, а также многочисленные маршрутные такси. В троллейбусе и автобусе поездка стоит 15 сомов (77 тенге), в маршрутках – 107 тенге. Однако маршрутки – та ещё пытка, особенно для высоких людей. Недавно там решили внедрить транспортные карты по типу "Онай", она называется "Тулпар".

В Душанбе электротранспорт дешевле автобусного. Троллейбус – 1,5 сомони (61 тенге), автобус – 1,8 сомони (72 тенге). 

Троллейбус в Душанбе, фото Asiaplus.tj
Троллейбус в Душанбе, фото Asiaplus.tj

В Тбилиси, столице Грузии, одна поездка на общественном транспорте обойдётся в 1 лари – это 172 тенге. При этом после поездки на метро (две загруженных линии) можно бесплатно проехать на наземном транспорте в течение полутора часов.

В главном городе Азербайджана Баку цена проезда составляет 0,4 маната (102 тенге). Цену повысили в 2023 году. 

В России самый дорогой проезд не в Москве, а в Санкт-Петербурге, где стоимость проезда увеличивается ежегодно. Сейчас разовая поездка в транспорте стоит 70 рублей (323 тенге) на метро и 65 рублей (300 тенге) на наземном транспорте. По транспортной карте проезд дешевле, но в два раза дороже, чем в Алматы – 49 и 44 рубля (227 и 204 тенге соответственно). В городе действуют пять линий метро. 

В Казани, которая сопоставима с Алматы по населению, проезд в общественном транспорте равен 35 рублям, или 162 тенге по нынешнему курсу. В городе также действует одна ветка метро.

транспорт Таллина, фото из открытых источников
Транспорт Таллина

В Таллине, столице Эстонии, общественный транспорт для горожан полностью бесплатный. Мэрия приняла такое решение в рамках эксперимента, чтобы больше людей пересели из авто в автобусы и трамваи. Для гостей города одна поездка стоит два евро – 980 тенге. Таллин стал первой европейской столицей, где ОТ стал бесплатным для горожан в 2015 году. 

Мировой опыт

В столице Таиланда существует сильная градация общественного транспорта. Проезд в автобусе без кондиционера – 8 бат (100 тенге), с кондиционером – 13 бат (165 тенге), а метро уже транспорт для среднего класса и выше. Цена зависит от расстояния от 16 до 42 бат (200–530 тенге), при пересадке на другую линию стоимость поездки может дойти до 70 бат (900 тенге). Метро принадлежит частным компаниям и государством не субсидируются. Коммерсанты хотят получить выгоду, а жители – возможность доехать без пробок.

метро Бангкока, фото greatmekong.org
Метро Бангкока, фото greatmekong.org

Лучшей в мире несколько лет подряд становится система общественного транспорта Берлина. Она включает в себя автобусы, метро, городские  и пригородные электрички. Минимальная стоимость проезда в Берлине составляет два евро (980 тенге), месячный проездной по подписке – 49 евро (24 тысячи тенге). 

При этом надо помнить, что в подавляющем большинстве стран мира общественный транспорт остаётся убыточным, но он даёт другой эффект – экономический, когда граждане могут вовремя и без пробок добираться до работы, учёбы и т. д.

Сейчас в Алматы общественники предлагают отдать одну полосу ОТ на стоящем в вечных пробках проспекте аль-Фараби, который переживает реконструкцию. 

возможная выделенная полоса для автобусов на проспекте Аль-Фараби, фото Фархат Хабибулин
Возможная выделенная полоса для автобусов на проспекте аль-Фараби, фото Фархат Хабибулин

Это позволит огромному количеству людей передвигаться быстрее автомобилей и выбирать общественный транспорт. Водителям авто, которые, как правило, выступают против таких инициатив, необходимо осознать главную выгоду для себя, которая работает во всех городах мира: чем больше людей пользуется общественным транспортом, тем меньше людей садятся за руль машины. Улицы станут свободнее, чем больше людей пересядут на метро, автобусы, велосипеды и самокаты. 

Есть и ещё одно правило урбанистики, науки о развитии городов: хороший общественный транспорт стоит дорого либо за счёт госвливаний, либо за счёт высокой стоимости проезда. Дешево и хорошо, как и в остальных сферах, бывает крайне крайне редко.  

Читайте также:

Лента новостей

все новости