Обмен заключёнными между Западом и Россией: дипломатический подвиг или плохой сигнал?
1 августа в Анкаре прошёл крупнейший, без преувеличения исторический обмен заключёнными между Россией и пятью странами Запада: США, Германией, Словенией, Норвегией и Польшей. В обмен на оппозиционных политиков, активистов и журналистов Россия получила осуждённых шпионов, киберпреступников и киллера. Orda.kz рассказывает, как на это событие отреагировали в мире.
«Я был уверен, что умру в тюрьме»: первые заявления освобождённых и их сторонников
Первые реакции освобождённых журналистов, политических активистов и их сторонников, разумеется, были позитивными и полными эмоций. Но многие из них отметили, что радость от обмена была бы полнее, если бы на свободе оказались и другие политзаключённые.
Российские тюремные правила требовали, чтобы осуждённый по обвинению в шпионаже журналист The Wall Street Journal Эван Гершкович написал Владимиру Путину письмо с просьбой о помиловании. Гершкович это сделал — и остался журналистом до мозга костей. В конце письма он попросил российского президента об интервью.
Вернувшись в США, журналист подчеркнул, что был рад увидеть среди освобождённых не только американцев, но и российских политзаключённых.
«Я провёл месяц в тюрьме в Екатеринбурге, и каждый, с кем я сидел, был политическим заключённым. Никто из них не имеет широкой известности, у них разные политические взгляды, у них нет никаких связей со сторонниками Навального, о котором знают все. Я бы хотел узнать, можем ли мы как-то помочь и им тоже». Эван Гершкович
Российский оппозиционный политик Владимир Кара-Мурза после освобождения первым делом поговорил с дочерью и выразил признательность президенту США Джо Байдену.
«Нет слов, чтобы описать это. Я был уверен, что умру в тюрьме. Всё ещё не верю тому, что происходит. Мне всё ещё кажется, что я сплю в своей камере в Омске... Всё ещё не могу поверить, что это произошло. Просто хочу сказать, что есть мало вещей важнее спасения человеческой жизни». Владимир Кара-Мурза
Оппозиционер Илья Яшин, отбывавший срок за критику российского вторжения в Украину, коротко сообщил о своём освобождении в соцсети X (Twitter).
Скоро всё расскажу. А пока просто спасибо всем, кто переживал. Всех вас обнимаю! ♥️ pic.twitter.com/bzgQHx1aJs
— Илья Яшин (@IlyaYashin) August 2, 2024
Леонид Волков (в прошлом ближайший соратник умершего в тюрьме российского оппозиционера Алексея Навального) заявил, что именно в рамках этого обмена Навального должны были отпустить на свободу.
«Да, это тот самый обмен, в рамках которого, как мы надеялись, в феврале этого года должен был выйти на свободу Алексей Навальный. Но Путин решил „перевернуть доску“, решил, что Навального не отдаст ни за что. И убил его буквально за пару дней до того, как обмен мог состояться. „Обмен Навального“ в итоге состоялся. Но без Навального. Это очень больно». Леонид Волков
Юлия Навальная, вдова Алексея Навального, также поддержала освобождённых активистов.
Эмма Такер, главный редактор The Wall Street Journal, где работает освобождённый американский репортёр Эван Гершкович, подчеркнула важность журналистской солидарности. Публикации, привлекавшие внимание к неправомерным обвинениям в адрес журналиста, тоже помогли провести этот обмен.
«Пока мы ждали этого знаменательного дня, мы стремились заступаться за Эвана так громко, как только могли. Мы очень благодарны за все те голоса, которые звучали, когда сам Эван был вынужден молчать. Теперь мы можем все вместе, хором, сказать: с возвращением домой, Эван!» Эмма Такер
Официальные заявления: тяжёлые решения и обещания наград
Обмен заключёнными официально прокомментировали власти задействованных в нём стран: США, Германии, России. И сделали это очень по-разному.
Белый дом в официальном заявлении назвал возвращение американских граждан из российских тюрем «дипломатическим подвигом».
Канцлер Германии Олаф Шольц приветствовал обмен заключёнными с Россией и поздравил освобождённых политических активистов.
Однако в более развёрнутом заявлении, как пишет Deutsche Welle, Шольц признал, что Германии непросто далось решение о выдачи Кремлю Вадима Красикова (уроженца Казахстана, которого приговорили к пожизненному сроку за убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили). Ему предшествовали длительные консультации с правоохранительными ведомствами, членами правящей коалиции и оппозицией.
Одной из тех, кто выступал против выдачи Красикова, была глава МИД Германии Анналена Бербок. По данным The Insider, Бербок «считала, что освобождение убийцы Красикова недопустимо и служит плохим сигналом».
Жозеп Боррель, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам, заявил, что ЕС приветствует освобождение политзаключённых, но настаивает на освобождении всех, кто несправедливо содержится в тюрьмах РФ и Беларуси.
«Европейский союз с облегчением воспринял освобождение и передачу на свободу, за пределы России и Беларуси ряда политических заключённых, в том числе граждан ЕС, совершённые при содействии Турции». Жозеп Боррель
В России реакция на обмен оказалась более помпезной, а заявления официальных органов выдержаны практически в стиле советской эпохи. Президент РФ Владимир Путин лично встретил освобождённых россиян и возле трапа самолёта обнял бывшего сотрудника ФСБ Вадима Красикова, сообщает РБК.
Путин поблагодарил освобождённых россиян за «верность присяге» и пообещал, что их представят к государственным наградам.
Российское посольство в Вашингтоне, по информации ТАСС, выступило с заявлением, что освобождённые россияне якобы «содержались в немыслимых условиях».
«То, что вам пришлось пережить, сложно представить обычному человеку. Знаем не понаслышке, какую стойкость и мужество вы проявляли под постоянным психологическим давлением и порой в немыслимых условиях содержания. При этом сохранили патриотизм и любовь к России», — говорится в заявлении посольства.
Аналитики: обмен заключёнными — выгодная сделка для Кремля
Политологи признают, что состоявшийся в Анкаре обмен — действительно исторический. Но призывают не питать иллюзий по его поводу.
Нейтан Ходж, старший редактор CNN, в своём обзоре указывает, что для России возврат осуждённых преступников в обмен на безобидных политических активистов и иностранных журналистов — вполне выгодная сделка. По его словам, «это не было эпизодом из триллера в духе Джона ле Карре, когда с обеих сторон на мосту обменивают шпионов».
«Среди тех, кого отправили обратно в Россию, — осуждённые хакеры и несколько российских граждан, задержанных на Западе за шпионаж. И главный подарок России — возвращение Вадима Красикова, осуждённого убийцы, выдачи которого публично добивался российский президент Владимир Путин. Возвращение Красикова и других обвиняемых в шпионаже, похоже, подаёт уже знакомый сигнал: если работаешь на нас — в конце концов получишь награду и защиту. А если предашь нас — то память у нас долгая». Нейтан Ходж
Выдача российских оппозиционеров для Кремля тоже в каком-то роде победа. Даже за решёткой такие люди, как Владимир Кара-Мурза, продолжали критиковать режим и воспринимались как узники совести. А обмен художницы Саши Скочиленко, которой дали семь лет тюрьмы за мирную акцию протеста (она размещала антивоенные высказывания на ценниках в магазине) на киберпреступников и убийцу подчёркнуто неравнозначен.
Политический обозреватель The Telegraph Роберт Сили (бывший член парламента Великобритании) начал статью об историческом обмене заключёнными с поздравлений в адрес Евгении, жены освобождённого российского оппозиционера (и британского подданного) Владимира Кара-Мурзы. Но радость от этого события, по его словам, подпорчена перспективами, которые оно может предоставить Кремлю.
«В этой истории есть более тревожная сторона — от того, как Путин будет использовать это событие у себя дома, до мрачной реальности, которую российский лидер теперь поймёт: захват заложников становится буквально пропуском на волю для убийц, шпионов и саботажников, которых его режим рассылает по всему миру». Роберт Сили
Сили пишет, что российские СМИ будут активно освещать этот обмен, потому что за счёт него Путин «покажет себя лидером, противостоящим Западу и заставляющим США с собой считаться». А то, что в обмен на убийцу и хакеров Россия отдала людей, которые протестовали против войны в Украине, как бы демонстрирует Кремлю, что репрессии против оппозиционеров приносят дивиденды.
Российский политолог Татьяна Становая в статье для Carnegie Politika отмечает, что «обмен заключёнными в нынешних условиях — это плод непримиримой вражды и практическое подтверждение её ожесточённости». Оснований считать, что это событие приближает мирные переговоры между Россией и Украиной, мало. Обмен стал для Путина способом вернуть в РФ Вадима Красикова, который с точки зрения властей Германии — обычный убийца, а лично для президента России — герой.
«В последние два года Россия откровенно старалась пополнить обменный фонд, повышая ставки в борьбе за возвращение „своих“ в условиях, когда переговоры с Западом буксовали на фоне войны с Украиной. Кремлёвская логика заключалась в том, что раз Вашингтон начал активно охотиться на русских (вопрос о том, шпионы они или нет, обычно опускался), то мы в ответ будем брать заложников». Татьяна Становая
По мнению политолога, гибель Алексея Навального (которого сначала тоже хотели обменять) повысила ставки: после этого события стало ясно, что участь других российских оппозиционеров, оказавшихся в тюрьме за антивоенную позицию, может быть столь же мрачной. Это убедило Запад спасти активистов ценой выдачи Красикова. Но видеть в обмене признак «оттепели» не стоит.
Подробнее о том, кем, как и почему обменялись Россия и страны Запада, читайте в наших обзорных материалах.
Читайте также:
Лента новостей
- Бюро Национального собрания утвердило процедуру импичмента президента Франции
- Несколько ЖК остались без света из-за долгов обслуживающих организаций в Алматинской области
- Казахстанка по ошибке родила ребёнка в двух разных местах
- Отец Ербаяна Мухтара запретил публикацию фотографий сына в связи с его состоянием здоровья
- Названы самые пьющие регионы Казахстана
- Тысячи молодых саженцев гибнут в Алматы. Куда уходят деньги на озеленение?
- Иностранный фармацевтический гигант проиграл суд против казахстанского Минздрава
- «Хотел снять нижнее бельё» — за проникновение в дом к подчинённой судят сельского акима в области Жетысу
- Авария с автобусом в Уральске: 11 человек в больнице
- Экспорт нефти в Германию, совместная геологоразведка: о чём говорил Токаев на саммите в Астане
- «Это не гайморит» — мать солдата Ербаяна Мухтара не согласна с заявлением Нацгвардии и депутатов
- Трагическая история срочника Ербаяна Мухтара: отец рассказал, когда сына отвезут лечиться за рубеж
- Погибли семь человек: жуткое ДТП в Жамбылской области попало на видео
- Не только Россия и Китай: из каких стран больше всего приехало туристов в Казахстан
- Солдат выстрелил себе в голову в Шымкенте
- Крыши и чердаки запрут после гибели двух девочек в Алматы
- Приехал ради нефти: что пишут немецкие СМИ о визите Шольца в Казахстан
- Громко говорил: подростка избили толпой в автобусе Астаны
- Виноват буллинг? В Атырау школьница совершила суицид
- Тимур Кулибаев продал свою убыточную компанию двум влиятельным бизнесменам