Учебники истории Казахстана стали прокитайскими? – СМИ

cover

Учебники по истории Казахстана смущают своей прокитайской ориентацией, пишет The Diplomat. Что в них изучают казахстанские школьники – читайте на Orda.kz.

Что не нравится Западу?

В учебниках по отечественной истории связи между Казахстаном и Синьцзяном описаны весьма скудно, пишет The Diplomat. Западный регион Китая в основном упоминается как место иммиграции кандасов в Казахстан. Зато немало времени уделяется позитивному взгляду на Китай.

Возвращение из близкого и дальнего зарубежья этнических казахов на родину является давним и важным шагом казахстанских властей. Это также отражается в государственных учебниках по истории Казахстана. В них подчеркивается необходимость увеличения числа казахов в центральноазиатской республике. Властями это рассматривается, пишет The Diplomat, как важный фактор, способствующий большей социальной сплочённости в стране.

Картинка издательства «Атамура»

Впрочем, в своей благородной цели власти решили пойти намного дальше.

В учебниках по истории говорится о превращении Казахстана в моноэтническое государство. Это рассматривается как «важное достояние для укрепления его национальной идентичности и консолидации нации», пишет издание. Утверждается, что коренной этнос должен составлять 75–80% населения. В учебнике говорится, что это может гарантировать межэтническую стабильность в стране, где сейчас нацменьшинства составляют около 30% населения.

Что пишут в учебниках по истории Казахстана для старших классов?

Согласно учебникам истории для 11-го класса, казахские репатрианты играют положительную роль для страны. Среди них также указаны уроженцы Синьцзяна. Репатрианты стремятся создать большие семьи и помогают ликвидировать дефицит рабочей силы. Кроме этого, они улучшают положение казахского языка в республике.

Во время трагического голода 1931–1933 годов многие казахские семьи откочевали в Синьцзян. Многие из потомков этих людей теперь стремятся вернуться на свою историческую родину в Казахстан. Правительство давно поощряет эти намерения, предоставляя возможности для их иммиграции.

Картинка «Индустриальная Караганда»

В учебниках власти стремятся создать положительный образ казахских репатриантов из Синьцзяна. Для этого подчеркивается их вклад в казахстанскую культуру, музыку и спорт. В связи с этим в учебники включены рассказы об успехах репатриантов.

В качестве примера упоминаются достижения Набижана Мухадемжанулы. Будучи родом из Синьцзяна, он перевёл на казахский язык важные древние и средневековые китайские источники. Также упоминается оперная певица из Синьцзяна Майра Мухамедкызы. Уроженка Синьцзяна выступала во всемирно признанных театрах Ла Скала и Гранд Опера, добившись мировой славы. Эти примеры также направлены на интеграцию и адаптацию казахских возвращенцев на историческую родину. С другой стороны, эти примеры используются в том числе для создания положительного образа Китая в Казахстане.

«Историческое величие Китая» в казахстанских учебниках

Положительная оценка казахов из Китая выглядит вполне логичной. Смущает в учебниках другое – слишком «подслащённая» оценка вех китайской истории. Доходит до того, что в учебной программе восхваляются целые периоды КНР. В них подчеркивается «историческое величие Китая», пишет The Diplomat.

К примеру, в учебнике для 10-го класса период Мао Цзэдуна оценивается с преимущественно хорошей стороны, указывает издание. В книге утверждается, что, несмотря на «большой скачок» и низкий доход на душу населения, именно благодаря Великому Кормчему КНР стала ядерной и космической державой. Несмотря на это, совершенно ничего не сказано о Великом китайском голоде или Культурной революции, хотя широко известно, что эти события привели к смерти десятков миллионов человек. Великая китайская стена и Терракотовая армия преподносятся в учебниках как «символ военной мощи Китая», пишет издание.

Как учебники преподносят современный Китай и Синьцзян?

Как далее рассказывает The Diplomat, учебники определяют Китай как моноэтническое китайское государство. Поэтому в них мало сведений о других народах Синьцзяна.

Кашгарские улицы в Синьцзяне. Картинка The Adventures of Nicole

О Синьцзяне в учебниках рассказывают как о преимущественно географической концепции, пишет The Diplomat. По ней его называют связующим звеном между Центральной Азией и КНР, корни которой уходят во времена Великого Шёлкового пути. Что до экономической экспансии Китая в центральноазиатские республики, то она преподносится как поиск новых торговых путей и экономических возможностей.

Лента новостей

все новости