НПЗ на плановом ремонте — в Казахстане каждый раз паника. Как можно этого избежать?
В Казахстане есть три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ): Шымкентский, Атырауский и Павлодарский. Есть еще мини-НПЗ, но сегодня речь не о них.
Каждый раз, когда какой-то из казахстанских НПЗ останавливается на плановый ремонт, в стране начинается паника: не хватает бензина, не хватает дизеля, авиатоплива и так далее. Что с этим можно сделать? Оказывается, выход есть. Можно проводить ремонт не раз в год, как сейчас, а раз в три года. Наш эксперт Артур Шахназарян рассказывает, что для этого делают, на примере Атырауского НПЗ. Кстати, на профессиональном жаргоне межремонтный период называется «межремонт».
Цифра плюс технологии и мониторинг
Вообще вся сфера нефтепереработки готовится перейти на трехлетний межремонт к 2028 году.
Собственно, что значит переход на трехлетний межремонт? На него мировая нефтеперерабатывающая отрасль переходит последние 15 лет, потому что в производство приходят новые технологии — в частности, системы контроля и защиты оборудования. То есть теперь завод может вставать на ремонт не потому, что пришел срок, а потому, что просто следует проверить технику.
Но надо помнить: опыт эксплуатации НПЗ показывает, что повреждение или выход из строя насосного оборудования завода может повлечь за собой существенный материальный ущерб и даже трагические последствия, несмотря на простоту собственно устройства насосов.
Несмотря на относительную дешевизну насосного оборудования, суточный простой одной технологической установки, — например, ректификационной колонны, — из-за ненадежной работы основных и вспомогательных насосов может повлечь миллионные убытки. Сегодня на каждом НПЗ в эксплуатации находятся в среднем до 3000 единиц насосно-компрессорного оборудования мощностью до 1200 кВт, которые потребляют до 80–90 % всего объема электроэнергии. При этом возраст 20–30 % насосов порой превышает 30 лет, и большинство отказов оборудования происходит как раз из-за его плохого технического состояния.
Решение проблемы на примере Атырауского НПЗ
Как сделать, чтобы простаивать не раз в год, а раз в три года? Проблему сейчас решают на Атырауском НПЗ. Генеральный директор ТОО «АНПЗ» Мурат Досмуратов рассказывает:
«Невозможно просто отложить или отменить ремонт оборудования, которое находится в работе круглые сутки. Нужно создать такие условия, чтобы в трехлетний межремонтный период все установки работали стабильно. Для этого совместно с Министерством энергетики Республики Казахстан мы создали комплексный план по снижению аварийности. Основной акцент сделан на техническое перевооружение. А начнем мы с независимого комплексного технического аудита. Им займется отдельная проектная команда, которая должна детально исследовать состояние оборудования, всех систем и процессов. Это даст нам точную картину слабых и потенциально уязвимых мест, которые нужно исключить или же усилить до перехода на трехлетний межремонт. Результаты послужат основой для формирования детального плана технического перевооружения с конкретными проектно-изыскательными работами. Сам аудит мы начнем в этом году, а завершить планируем в следующем, чтобы в 2024-м на основе плана приступить к закупкам, поставкам и монтажу оборудования для повышения надежности АНПЗ и возможности безостановочной работы».
Пока трудно сказать, что конкретно придется переделать на предприятии. Но вот, например, одному российскому НПЗ компании «Газпромнефть» понадобилось провести 170 мероприятий для выхода на увеличение межремонтного периода. В их числе — замена оборудования, трубопроводов, арматуры, установка предохранительных клапанов. К примеру, насосы и компрессоры нужно было дооснастить современными системами вибромониторинга, которые обеспечат контроль состояния динамического оборудования. Еще нужно актуализировать стандарты, инструкции и бизнес-процессы предприятия, касающиеся плановых ремонтов. Разработать новый документ, регламентирующий обслуживание и амортизацию оборудования с учетом увеличения межремонтного интервала.
Это все сложно. Но нужно помнить, что каждый простой НПЗ приводит к существенному экономическому ущербу, это миллиарды тенге. Технический аудит должен сыграть роль в определении слабых мест и потенциальных уязвимостей в производственных процессах. Это не только обеспечивает точную картину текущего состояния, но и позволяет разработать стратегии для устранения проблем.
Без основательного технического аудита трудно гарантировать успешную реализацию плана технического перевооружения. Эти шаги помогут не только повысить безопасность, но и эффективность НПЗ.
А как это будет работать?
Эксперты, которые разрабатывают план по увеличению межремонта АНПЗ, объясняют:
«"Цифровой двойник" завода на компьютере выводит тенденцию к поломке и дает модель, как перенаправить работу колонны с одного насоса на другой, не останавливая работу установки и в целом завода. Проще говоря — ремонт на ходу. При этом во время всего процесса упреждения поломки технологическая линия продолжает производство».
Большинство нефтеперерабатывающих компаний страны осознают необходимость внедрения интеллектуальных средств мониторинга технического состояния насосных систем и переход с планово-предупредительных ремонтов на систему ремонтов по фактическому состоянию. Опыт зарубежных НПЗ по таким работам и внедрение ремонта по фактическому техническому состоянию показал, что это может принести предприятию выгоду в размере 30 % от общей стоимости оборудования. Цифровизация может существенно повысить конкурентоспособность, безопасность, энергоэффективность и экологичность оборудования НПЗ, плюс экономия энергопотребления, снижение вероятности аварий и аварийных выбросов, повышение производительности. В целом — экономия ресурсов!
В мире существуют примеры удачного внедрения «цифровых двойников» насосных агрегатов разного уровня. Однако точной оценки их эффективности и стоимости пока нет. На каждом НПЗ получается по-своему. Собственно, для этого и нужен комплексный техаудит.
Автор: Артур Шахназарян
Лента новостей
- Депутаты хотели пропихнуть сиротам аварийную общагу за 672 миллиона тенге
- «КазМунайГаз» заработал почти триллион тенге с начала года
- Тело 14-летней школьницы нашли в реке в Астане
- Дело Kloop: осуждённым операторам независимого медиа заменили сроки
- Военнослужащий лишился глаза после церемонии присяги в Жамбылской области
- Девочка погибла в стоматологии — в Астане судят анестезиолога
- Китайцы построят в Актау морской порт за 300 миллионов долларов
- Решение за акиматом: смогут ли астанчане летать в Боровое на самолёте
- VIP-сутенёрша Айка вышла из тюрьмы по отсрочке
- Цены на сахар и курицу зафиксируют в Алматы, но не для всех
- Крушение самолёта AZAL в Актау: когда завершат расследование
- В Минторговли рассказали, где в РК самые шокирующие цены на продукты
- Автосалоны сами будут определять условия лизинга для казахстанцев
- Главарю ОПГ, торговавшей человеческими органами, скостили наказание в Алматы
- ОАЭ отказались экстрадировать бывшего зятя Масимова. Казахстан снова ничего не смог
- КНР или КТЖ: из-за кого застряли на границе вагоны с казахстанским зерном
- В Казахстане на праздники увеличат число авиарейсов и поездов
- Объявили имя преемника Тасмагамбетова на посту генсека ОДКБ
- Мать подростка, подозреваемого в убийстве мальчика в Талгаре, рассказала, как всё было
- Хоргос без тормозов: как Казахстан разбирает многолетние пробки на границе с Китаем



