Новые подробности по делу экс-главы погранслужбы Дильманова и о его связях с Даригой Назарбаевой

cover Коллаж Orda.kz

О деталях запутанного и неоднозначного уголовного дела экс-директора погранслужбы и отношении к нему Дариги Назарбаевой и Алихана Смаилова рассказывает Orda.kz.

Генерал-лейтенант Дархан Дильманов возглавлял пограничное ведомство Казахстана с июля 2015 года по апрель 2022-го. По совместительству он занимал должность заместителя председателя КНБ, поэтому вопрос о его увольнении было делом времени. Казахстану нужны новые военачальники, не связанные с опальным экс-главой КНБ Каримом Масимовым и его командой. А Дильманов как раз относился к плеяде генералов «старой гвардии», которым не нашлось место при новом раскладе сил. 

Уйти по собственному желанию экс-директор погранслужбы не смог. Его задержали в июне 2022 года по подозрению в совершении коррупционного преступления. 14 декабря 2023 года военный суд алматинского гарнизона признал Дильманова виновным в злоупотреблении властью. Его приговорили к четырём годам лишения свободы с конфискацией имущества, пожизненно запретив занимать должности на госслужбе. Семеро подельников генерала получили более мягкое наказание, не связанное с лишением свободы. Но и им навсегда перекрыли доступ к работе на госслужбе. 

Журналисты Orda.kz выясняли детали неоднозначного и закрытого для общественности дела генерала Дильманова. 

Борьба за место под солнцем

Во время пандемии казахстанско-китайская граница была фактически закрыта. Из-за этого товарооборот между странами снизился до критического уровня, что привело у нас к дефициту отдельных импортных товаров. Поэтому 29 июля 2020 года тогдашний первый заместитель премьер-министра РК Алихан Смаилов провёл в Астане специальное совещание. 

Скриншот протокола совещания 

Смаилов поручил Министерству финансов совместно с уполномоченными органами «принять комплекс мер по увеличению товарооборота с КНР путём организации перевалки товаров, следующих из КНР в Республику Казахстан, на приграничных транспортно-логистических центрах». 

Скриншот протокола совещания

Транспортно-логистические центры (ТЛЦ) существовали в приграничных районах давно. В период затянувшихся локдаунов они не могли работать на полную мощность из-за жёстких требований китайской стороны к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм. Приходилось подстраиваться под новые правила, зачастую в ущерб себе. 

Чтобы стимулировать ТЛЦ к продуктивной деятельности, для них необходимо было создать льготные условия. Поэтому директор погранслужбы Дильманов приказал своим подчинённым разработать временную схему организации проезда через казахстанско-китайскую границу, которая упрощала и облегчала работу центров. 

Особое внимание уделялось крупнейшему в стране международному автомобильному пункту пропуска «Нур жолы», расположенному на территории знаменитого Хоргоса. Именно через него следовал самый большой поток грузопассажирского транспорта из Казахстана в Китай и обратно. В пункте пропуска работал единственный транспортно-логистический центр, принадлежащий ТОО «Eurotransit Cargo». Это предприятие входило в холдинг Eurotransit Group, подконтрольный семье Дариги Назарбаевой. Неудивительно, что у ТОО было тогда привилегированное положение на рынке транспортных и экспедиционных услуг. Позже это выйдет для его владельца боком, но на тот момент предприятие работало успешно, и нареканий к нему со стороны фискальных и надзорных органов не было

КПП пограничного пункта пропуска «Нур жолы». Фото из Facebook

Как следует из материалов уголовного дела, руководитель Eurotransit Cargo Ерлан Д. обратился к директору погранслужбы Дильманову с предложением организовать перевалку грузов в стратегически важном приграничном районе. Получив добро генерала, предприниматель быстро развернул сверхприбыльный бизнес.

Мы пообщались со знакомыми предпринимателями и пограничниками, чтобы узнать, как до прихода компании Eurotransit Cargo обстояли дела в Хоргосе. Точнее, как работали прежде водители большегрузных машин, основных клиентов ТЛЦ.

«Водители-дальнобойщики получали заказы от коммерсантов доставить из Китая фрукты-овощи и другие товары. Они выезжали в соседнюю страну, загружались там, потом возвращались и становились в общую очередь, чтобы попасть на СВХ для разгрузки. Если же водители специализировались на доставке гуманитарной помощи или груза по заказу госорганов, то они становились во вторую очередь. При любом раскладе водители ждали своей очереди на дороге общего пользования. Что сделал владелец ТОО "Eurotransit Cargo", получив карт-бланш от главного  пограничника страны? Он создал отдельную, третью очередь для своих водителей, а чтобы ускорить их продвижение, создал ещё и отдельный "зелёный коридор". Водители проходили все таможенные процедуры за 30–35 минут», – рассказали наши собеседники.

По их словам, водители-дальнобойщики нередко искусственно создавали очереди на границе. Они специально оставляли свои фуры в пункте пропуска «Нур жолы» в ожидании повышения цен на свои услуги. Это столпотворение усложняло криминогенную обстановку в приграничном районе. А чтобы продвинуться в очереди, некоторые водители платили посредникам.

«Многие дальнобойщики, кто стоял в общей очереди, получал за свои услуги от пяти до 40 тысяч долларов. Такой разброс цен объясняется действовавшими на тот момент жёсткими ограничениями в проезде через границу. Китайская сторона единолично определяла, сколько машин из нашей страны запускать к себе. Поэтому выходило, что в один день границу могли пересечь пять автомашин, в другой — 10, а на третий день транспорт из Казахстана вообще не принимали. Из-за этого наши коммерсанты вынуждены были платить водителям-дальнобойщикам за доставку товара из Поднебесной». 
Большегрузные машины в пункте пропуска «Нур жолы». Фото пресс-службы Комитета госдоходов РК

Стандартного тарифа за доставку груза в 2020 году не существовало. Чтобы добиться накрутки на свои услуги, многие водители и оставляли свои машины на территории пункта пропуска, создавая очередь искусственно. 

«Сотрудники ТОО "Eurotransit Cargo" сломали эту схему,  ликвидировав искусственную очередь и установив фиксированную цену на свои транспортные услуги. Она составляла 2300 долларов за один круговой рейс. Позже они подняли цену до 2700 долларов. Многим дальнобойщикам такие нововведения пришлись не по душе. Они считали, что компания намеренно сбивает цены, чтобы избавиться от мелких конкурентов-дальнобойщиков и стать монополистом на рынке транспортных услуг в Алматинской области».

Чем же круговой рейс водителей частной компании отличался от рейса обычных дальнобойщиков? А тем, что грузовая машина, принадлежащая ТОО, выезжала за товаром в Китай по зелёному пограничному коридору, потом возвращалась в СВХ, разгружалась и там же оставалась. Водителям ТОО не приходилось выезжать на дорогу общего пользования и вставать в общую очередь. В этом привилегированном положении следователи КНБ и усмотрели нарушение закона. 

«По версии обвинения, временная схема организации проезда через казахстанско-китайскую границу действовала с 5 августа по 31 декабря 2020 года. За это время компания организовала 1750 круговых рейсов в Китай и обратно, заработав в общей сложности 4,3 млрд тенге. Прокуратура усмотрела в этом признаки монополии, поэтому к расследованию КНБ присоединились сотрудники Агентства по финансовому мониторингу по Алматинской области. Они выделили материалы уголовного дела в отдельное производство и установили, что доход ТОО в 4,3 млрд тенге является монопольным», — рассказывают наши собеседники. 

По уголовному делу проходили восемь подозреваемых. Половину из них составляли офицеры погранвойск во главе с генералом Дильмановым, остальные были коммерсантами. Все они оправдывались тем, что выполняли поручение главы Кабмина от 2020 года. Следователи утверждали, что в действиях подозреваемых усматриваются признаки организации, пособничества и непосредственного злоупотребления властью. 

«Льготный режим для работы ТОО закончился 31 декабря 2020 года. С января 2021 года его сотрудники должны были работать в обычном режиме, согласно типовым схемам организации проезда через госграницу. А они продолжали работать по выгодной им временной схеме, которая давала им привилегии и приносила хороший доход. Дильманов же лоббировал интересы ТОО, поэтому его и обвинили в злоупотреблении властью». 

В конечном итоге все подсудимые признали свою вину и чистосердечно раскаялись. Ерлан Д. добровольно передал в доход государства активы своей компании — земельный участок площадью 3,6 га с находящимся на нём транспортно-логистическим комплексом стоимостью более 5,3 млрд тенге. Таким образом, он возместил причинённый государству ущерб, заплатив на 1 млрд тенге больше заявленной обвинением суммы. 

Отметим, что предшествовало такому акту «доброй воли» заседание комиссии по демонополизации экономики. Оно прошло в Астане 1 ноября 2023 года под руководством премьер-министра страны Алихана Смаилова. Тогда рассматривали вопрос передачи активов крупной транспортно-логистической компании из Алматинской области государству. Название ТОО нигде не озвучивалось, но, судя по всему, речь идёт о Eurotransit CargoПо нашей информации, наследником частной структуры стала нацкомпания «Казахстан темир жолы». 

Фуры на территории СВХ. Фото из Facebook

И ещё одна деталь. После оглашения приговора по делу генерала Дильманова некоторые СМИ написали, что обвинение включало в себя и статью о получении взяток. Приговор до сих пор полностью не опубликован, но нам удалось выяснить детали. Оказалось, что двум подсудимым экс-пограничникам вменялось несколько фактов получения взяток от водителей-дальнобойщиков за продвижение в общей очереди. Размер «рахмета» потянул на 120 тыс. тенге. За это суд приговорил каждого экс-пограничника к штрафу в размере 38 млн тенге. Они остались недовольны приговором гарнизонного суда и первыми из восьмерых осуждённых подали апелляционную жалобу.

Дархану Дильманову обвинение в получении взяток не предъявили. Никакого отношения к кровавым январским событиям, как писали некоторые СМИ, он также не имеет. 

От редакции

Мы долго думали, почему, несмотря на открытый статус, судебный процесс по коррупционному делу экс-директора погранслужбы был закрытым. Выяснив детали, поняли, что всё упирается в громкие фамилии, имевшие непосредственное отношение к сомнительной временной схеме организации проезда фур через казахстанско-китайскую границу. Мы нисколько не сомневаемся в справедливости и законности приговора гарнизонного суда, просто удивляемся, зачем было скрывать от СМИ это дело? Оно не касается вопросов нацбезопасности страны и других государственных секретов. Описываемые в уголовном деле события сложно назвать «государственным рейдерским захватом прибыльного бизнеса». Тем удивительнее, почему процесс закрыли для общественности.

Читайте также:

Четыре года с конфискацией: суд вынес приговор бывшему генералу КНБ Дархану Дильманову

Как падчерица Дариги Назарбаевой газ в частные дома проводила

Газ, заводы и отель: как строилась империя Кайрата Шарипбаева под защитой Дариги Назарбаевой

Лента новостей

все новости